Старшеклассники

Страница 1

Старшеклассников часто относят к юношескому возрасту. Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Типичной чертой юности является "ролевой мораторий" (от лат. moratorium - отсрочка): диапазон выполняемых ролей расширяется, но эти роли, не усваиваются всерьез и окончательно, их как бы примеряют к себе, стремясь попробовать как можно больше.

Отличие ведущей деятельности в старшем школьном возрасте по сравнению с предыдущими возрастными периодами заключается в учебно-профессиональной деятельности. Это связано с тем, что школьники оказываются в новой социальной ситуации развития, связанной с выбором будущей профессии. Все ожидания, постановка целей, планирование и, наконец, тревоги и беспокойства связаны и направлены на будущее и проходят под лозунгом выбора будущего пути и жизненного самоопределения. Исследование этого момента в жизненном периоде школьников 12-16 лет дало результат, который показал, что проблемы будущего сознаются и переживаются ими наиболее сильно. Подобные переживания имеют отражение на отношениях в семье, школе, со сверстниками и т.п. Особенно, если социально-экономическое положение неустойчивое или же в школе складываются отношения между учителями и учеником как начальник-подчиненный. В результате педагогическая ситуация может нести напряженный характер и иметь на выходе мало эффективные плоды образовательного процесса. К тому же старшеклассники имеют страх не получить образование, которое хотелось бы иметь, не поступить в вуз, за которым следует проблема незнания того, какая профессия больше подходит.

На фоне переживаний и тревог за собственное будущее у старшеклассников, по мнению И.А.Зимней, качественно меняется учебная мотивация по структуре, ибо сама учебная деятельность является для старшеклассника средством реализации жизненных планов будущего.

К основным новообразованиям раннего юношеского возраста можно отнести особенности в сфере развития сознания. Старшеклассники демонстрируют новый тип рефлексии, охватывающий не только настоящее, но и будущее… считают себя равными взрослым, думают о будущем и строят жизненные планы, ставят своей целью преобразование общества взрослых, создают собственные теории и системы, также они остро ощущают потребность в самоутверждении, стремятся быть в компании не просто сверстников, но уже единомышленников, людей, разделяющих их интересы и взгляды на жизнь.

Отмечая психологические трудности юношеского возраста можно отметить несколько уровней:

- психофизиологический;

- психологический;

- личностный и межличностный.

На психофизиологическом уровне имеют содержание такие трудности:

- незавершенность физического развития;

- синдром дисморфофобии (физическая непривлекательность);

- неустойчивость эмоциональной сферы;

- высокий уровень личностной тревожности;

- особенности высшей нервной деятельности.

Психологический уровень отражает трудности такого характера, как:

- задержка развития теоретического мышления;

- отсутствие навыков и приемов смысловой памяти, маленький объем оперативной памяти;

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Примерный тематический план преддипломной практики
Данный план может состоять из следующих разделов: 1) общая характеристика предприятия, его рыночной среды и конкурентной позиции; 2) организационная структура управления предприятием, 3) управление производством и сбытом продукции; 4) управление персоналом; 5) информационная система управления предприятием; ...

Анализ результатов реализации программы формирующего эксперимента
Цель: проверка эффективности проведенных мероприятий на формирующем этапе эксперимента. На данном этапе были проведены повторные социзмерения по методикам констатирующего эксперимента. Нами были отмечены положительные результаты. Уровень благополучия семей почти не изменился, только в двух семьях стали меньш ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru