Старшеклассники

Страница 1

Старшеклассников часто относят к юношескому возрасту. Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Типичной чертой юности является "ролевой мораторий" (от лат. moratorium - отсрочка): диапазон выполняемых ролей расширяется, но эти роли, не усваиваются всерьез и окончательно, их как бы примеряют к себе, стремясь попробовать как можно больше.

Отличие ведущей деятельности в старшем школьном возрасте по сравнению с предыдущими возрастными периодами заключается в учебно-профессиональной деятельности. Это связано с тем, что школьники оказываются в новой социальной ситуации развития, связанной с выбором будущей профессии. Все ожидания, постановка целей, планирование и, наконец, тревоги и беспокойства связаны и направлены на будущее и проходят под лозунгом выбора будущего пути и жизненного самоопределения. Исследование этого момента в жизненном периоде школьников 12-16 лет дало результат, который показал, что проблемы будущего сознаются и переживаются ими наиболее сильно. Подобные переживания имеют отражение на отношениях в семье, школе, со сверстниками и т.п. Особенно, если социально-экономическое положение неустойчивое или же в школе складываются отношения между учителями и учеником как начальник-подчиненный. В результате педагогическая ситуация может нести напряженный характер и иметь на выходе мало эффективные плоды образовательного процесса. К тому же старшеклассники имеют страх не получить образование, которое хотелось бы иметь, не поступить в вуз, за которым следует проблема незнания того, какая профессия больше подходит.

На фоне переживаний и тревог за собственное будущее у старшеклассников, по мнению И.А.Зимней, качественно меняется учебная мотивация по структуре, ибо сама учебная деятельность является для старшеклассника средством реализации жизненных планов будущего.

К основным новообразованиям раннего юношеского возраста можно отнести особенности в сфере развития сознания. Старшеклассники демонстрируют новый тип рефлексии, охватывающий не только настоящее, но и будущее… считают себя равными взрослым, думают о будущем и строят жизненные планы, ставят своей целью преобразование общества взрослых, создают собственные теории и системы, также они остро ощущают потребность в самоутверждении, стремятся быть в компании не просто сверстников, но уже единомышленников, людей, разделяющих их интересы и взгляды на жизнь.

Отмечая психологические трудности юношеского возраста можно отметить несколько уровней:

- психофизиологический;

- психологический;

- личностный и межличностный.

На психофизиологическом уровне имеют содержание такие трудности:

- незавершенность физического развития;

- синдром дисморфофобии (физическая непривлекательность);

- неустойчивость эмоциональной сферы;

- высокий уровень личностной тревожности;

- особенности высшей нервной деятельности.

Психологический уровень отражает трудности такого характера, как:

- задержка развития теоретического мышления;

- отсутствие навыков и приемов смысловой памяти, маленький объем оперативной памяти;

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Апробация текстов “описывающих ход исследования”
Краткая характеристика разработанных текстов “описывающих ход исследования” и методика применения этих текстов. Сначала эти тексты состояли просто из рассуждений. В результате обсуждения с научным руководителем и учителями решили, что текст будет лучше восприниматься, если рассуждения в нем будут излагаться ...

Знакомство с понятием «ударение» в 1 классе
Период обучения грамоте – исключительно важный этап в формировании личности каждого ребёнка. Именно с уроков обучения грамоте начинается его школьная жизнь, на них он учится читать и писать, тем самым открывая себе путь к дальнейшему образованию. Навык постановки ударения по программе «Школа 2100» формируетс ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru