Образовательная политика власти и общественные науки в школе

Педагогика как наука » Советское обществоведение в школе в период перестройки » Образовательная политика власти и общественные науки в школе

Страница 1

Новая социально-политическая и социокультурная реальность начала 80-х годов, когда кризисные явления охватили все сферы общественной жизни, и необходимость существенных перемен в стране стала очевидной для руководителей и рядовых граждан, заставила партийно-государственное руководство страны выдвинуть задачу значительного усиления идеологических функций образовательных учреждений. Это связывалось, прежде всего, с обострением идеологической и «психологической» войны против социализма и коммунизма, с попытками империализма идейно разложить, подорвать в молодежной среде основы и перспективы советского общества.

Новый курс Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева, провозглашенный на апрельском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС потребовал значительного ускорения социально-экономического развития страны, качественного преобразования общества, внесение глубоких перемен во все сферы его жиз-ни . Начавшаяся общественно-политическая «перестройка» - застала советскую образовательную систему в стадии осуществляющейся в стране с 1984 года реформы школьного образования.

Проект «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», одобренный Политбюро ЦК КПСС (04.01.1984 г.), апрельским (1984 г.) Пленумом ЦК КПСС и Верховным Советом, целый ряд совместных постановлений ЦК КПСС и Совмина СССР (1984 г.) - определили государственную политику развития общеобразовательной школы на этапе школьной реформы 1984-1988 гг.

Осуществление реформы в сфере общественных наук связывалось с решением следующих основных задач: повышение качества образования и воспитания при совершенствовании преподавания общественно-политических дисциплин; пересмотра содержания учебных планов и программ, учебников и учебных пособий, методов обучения и воспитания, обеспечение при этом четкого и ясного изложения основных идей и понятий общественных наук, отказ от чрезмерной усложненности учебного материала; разработки нового курса «Обществоведение» для средних общеобразовательных школ и к 1987 г. подготовка программы и учебника по этому предмету, их экспериментальная проверка; для формирования целостных знаний о развитии человеческой цивилизации создание единого курса всеобщей истории, обеспечение его взаимосвязи с преподаванием курса истории СССР; разрешение ежемесячного выпуска журналов «Воспитание школьников» и «История и обществоведение в школе».

Особое внимание в основных направлениях реформы общеобразовательной школы отводилось проведению исследований по таким стержневым направлениям как: формирование у подрастающего поколения научного, марксистко-ленинского мировоззрения, идейно-направленных и гражданских качеств личности; методики обучения и воспитания в условиях обязательно-го всеобщего среднего образования (при переходе средней общеобразовательной школы на одиннадцатилетний срок обучения, начиная обучение детей с 6-летнего возраста)1, выработка рекомендаций по проблемам всестороннего развития личности ребенка.

Поскольку реформирование школы требовала участия многих государственных структур, руководство КПСС выступало координационным центром, регулирующим их взаимодействие, и в дальнейшем осуществляло через свои структуры постоянный контроль за ходом выполнения принятых решений .

Несмотря на декларативные лозунги о возрастающей роли высшего и среднего образования как факторе долговременного, стратегического воздействия на ускорение научно-технического прогресса, совершенствовании общественных отношений, и необходимости серьезной перестройки высшего и среднего образования , объявленная в 1984 году реформа явно «буксовала». Это объяснялось тем, что всестороннее комплексное решение школьных проблем, улучшающих структуру и качество подготовки кадров, совершенствования содержания образования, обеспечение развития творческих способностей специалистов, наталкивалось на косность, бюрократичность, необоснованную громоздкость всей системы управления образованием. Школьные преобразования носили преимущественно верхушечный, поверхностный характер, сосредоточившись в основном на организационно-педагогических вопросах и на нормативно-документальном обеспечении реформ4.

Реформа 1984 г. не дала ожидаемых результатов по многим причинам, в том числе и потому, что социальная политика в области образования еще не отвечала общему состоянию общества. Она не имела главной цели, стратегии, методологии. Не было заложено четких экономических, правовых, педагогических положений1. Как отмечалось в докладе на февральском (1988 г.) пленуме ЦК КПСС: «Реформа школы, которая рождалась до апреля 1985 г., представляет собой попытку локальных перемен только лишь в одной сфере социальной жизни - в сфере образования. Да и не всего образования, а лишь его начальной ступени»2.

Несмотря на утверждение инициаторов преобразований, что для успеха было все: научно-обоснованная программа, подготовленные кадры, солидная материальная база, государственно-образовательные документы носили утопический характер, не учитывали реального положения дел не только в народном образовании, но и в стране. На осуществление всех преобразований из бюджета выделялось 11 миллиардов рублей. В то же время ежегодное финансирование одних общеобразовательных школ обходилось государству в 10 миллиардов рублей, что в два раза меньше суммы, выделяемой на образование в США . Нереальными оказались и сроки проведения реформы.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Научные основы методики звукопроизношения
Русский язык обладает сложной звуковой системой, поэтому на него обращают внимание многие исследователи, которые занимаются теорией звучащей речи. Именно на основе анализа звукового строя языка создается база для теоретического осмысления процессов, происходящих в языке. Ученые характеризуют звуковые единицы ...

Методы развития технического мышления у учащихся
Для развития технического мышления у учащихся, самое главное - создать у учащегося установку на творческий поиск. Например, можно предложить учащимся посетить выставку технического творчества и там найти какое-либо устройство, которое можно использовать (прямо или косвенно) в новом решении. Можно рекомендова ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru