Образовательная политика власти и общественные науки в школе

Педагогика как наука » Советское обществоведение в школе в период перестройки » Образовательная политика власти и общественные науки в школе

Страница 3

Документы, принятые на государственном уровне требовали в гуманитарном образовании последовательно углублять политехнизацию школы, давать основные представления о новых технологиях, современные экономические, правовые, экологические знания, обеспечивать духовный прогресс2.

Указывалось, что вся практика преподавания общественных гуманитарных дисциплин должна вырабатывать способности к самостоятельным суждениям, помогать учащимся осознанно усваивать научные выводы, отражающие диалектику жизни, воспитывать высокую идейность, научно-материалистические взгляды, умение с четких классовых позиций оценивать общественные явления. Формировать общую, политическую, правовую культуру, культуры социалистического демократизма, добиваться глубокого понимания молодежью конституционных прав и обязанностей гражданина СССР. Организовывать юридический всеобуч как единую общегосударственную программу, охватывающую все слои населения3.

В этом плане можно говорить о дуализме демократических «партийных установок», который заключался в повсеместном вникании структур партийной власти в содержание работы учебных заведений с целью тотального контроля за ходом школьных преобразований, компетентного и делового решения возникающих проблем. Данный механизм объяснялся заботой Советской власти, ее органов в центре и на местах о повышении образования и культуры народа4.

Реформа школы 1988 года отличалась от предыдущих тем, что развивалась не только по стандартам заданным из центра. Фактически впервые была сделана решительная попытка перейти от государственной к государственно-общественной системе образования. Для этого Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1988 г. № 8594-х было упразднено Министерство просвещения и формируется Государственный комитет СССР по народному образованию1 с соответствующим количественным составом2, который постоянно варьировался3.

Перед Гособразованием СССР, согласно Постановления Совета Министров СССР ль 29 апреля 1988 г. № 56 «Об организации и структуре управления народным образованием в стране» стояли задачи разработки стратегии и проведение единой государственной политики в области народного образования, а также прогнозирование его развития; создание в стране системы непрерывного образования, охватывающего все звенья воспитания и образования; систематическое обновление содержания образования; всемирная демократизация народного образования4.

За неполные четыре года (с 1988 г. по 1991 г.) деятельности Комитета так и не было утверждено положение о Гособразовании СССР5. Созданный на базе трех существовавших союзных образовательных ведомств (Минпрос, Минвуз, Госпрофобр) Государственный комитет СССР по народному образованию осуществил лишь роль организационно-методического органа по руководству и координации народного образования СССР, ограничившись координационной, инспекционной и контрольно-методической функциями6.

Проблематика последовательной и ускоренной реализации реформы средней и высшей школы стала предметом обсуждения и на XIX партийной конференции , которая выработала программу перемен в деле обучения и воспитания, проанализировала экономические трудности, живучесть стереотипов командно-административных методов управлении, отмечая слабость распространения демократических начал в сфере образования2. Перестроечные призывы «о гласности» сформировали в средствах массовой информации, на различного рода совещаниях партийных советских организаций, руководителей школ и учителей активные обсуждения проблем и трудностей школьного образования. Обновление общества всколыхнуло общественно-педагогическую мысль, породило ряд направлений в понимании путей развития современной средней школы.

Важным фактом демократических устремлений советского учительства стал III Всесоюзный съезд работников народного образования, проходивший в декабре 1988 г. и собравший 5022 делегата , который являл новый этап обновления школьного обществоведческого образования.

Обстановка свободных дискуссий позволила откровенно поставить проблемы, накопившиеся в сфере образования, критически рассмотреть причины неэффективности предпринятых ранее мер, определить пути их устранения. Неэффективность системы народного образования, многократный глобальный ее авантюризм при шарахании из стороны в сторону4, запущенность ситуации со школами5, отказ от обучения 6-леток6, чрезмерная централизация, вмешательство в жизнь школы различных некомпетентных лиц и организаций , формирование концепции гуманизации образования , выработка общих подходов к перестройке преподавания общественных наук, озабоченность тенденциями сокращения обществоведческой подготовки - таков спектр вопросов значимого форума.

Съезд в основном одобрил проекты концепции среднего образования, представленный оргкомитетов и Академией педагогических наук2, а также поддержал концепцию «Основное направление перестройки преподавания общественных наук в учебных заведениях страны», представленную Главным управлением преподавания общественных наук Гособразования СССР3, предполагающую существенные структурные изменения курса с постепенным переходом с 1991/1992 учебных годов школ страны.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Типология и структура урока
Особое внимание современные педагоги уделяют проблеме типологии и структуры урока. Структура урока и формы организации учебной работы на нем имеют большое значение, как в теории, так и в практике современного урока, поскольку они в значительной степени определяют эффективность обучения, его результативность. ...

Игровые мотивы и организация игр
Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации. 1.Мотивы общения : -учащиеся, совместно решая учебные задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей. -При решении коллективных задач используются различные возможности учащих ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru