Средства вокально-хоровой выразительности

Страница 2

С певческим дыханием связано понятие певческой опоры. В пении она обеспечивает наилучшие качества певческого звука, а так же является необходимым условием чистоты интонации.

Однако не менее важным в пении является навык звукообразования, основными требованиями, при формировании которого должны явиться следующие:

- перед своим возникновением звук должен быть оформлен в мысленных слуховых представлениях школьников;

- звук при атаке осуществляется интонационно точно.

Звук, образующийся в гортани, в момент своего образования очень слаб, и его усиление, а так же тембровая окраска происходят во время попадания звука в пространства, называемые резонаторами.

Верхний резонатор (головной) – это полости глотки, рта и носа.

Нижний резонатор (грудной) – это полости бронхов и трахеи.

В младшем возрасте у детей преобладает верхний резонатор. У старших детей постепенно появляется нижний резонатор. Формирование грудного резонатора ответственный период для юного певца. В задачу учителя входит умелое смешение и использование как головного, так и грудного регистров у детей.

Атака звука, то есть начало звука воздействует на характер смыкания связок, координацию работы связок и дыхания, на качество певческого дыхания, тембр звука, формирование гласных. Идеальный звук в его точной форме перед своим возникновением должен быть оформлен в мысленных слуховых представлениях певца. Поющий мысленно представляя перед атакой звука его высоту, а так же форму гласной, должен исполнять ноту легко, спокойно. Звук при атаке извлекается таким же способом, как совершается переход от звука к звуку – точно, сразу, без «подъездов». Атаку звука разделяют на три этапа: мягкую, твердую и придыхательную. Мягкая атака – сближение связок до состояния фонации одновременно с началом выдоха. При твердой атаке голосовая щель плотно смыкается до начала выдоха. Придыхательная атака – смыкание голосовых связок после начала выдоха, в результате чего перед звуком образуется короткое придыхание в форме короткого согласного «х». Певческая практика утвердила в качестве основной формы звукообразования мягкую атаку звука, сохраняющую чистоту тембра и создающую условия для эластичной работы связок.

В хоровой практике твердая атака способствует раскрытию в произведениях большей художественной образности, а так же ее применяют для активизации репетиционного процесса. Придыхательная атака обычно используется в начале мелодических фраз с тихой звучностью, когда необходимо чуть заметное вступление голосов. В практической работе рекомендуется вырабатывать сознательное умение различать виды атаки звука и связывать их с различными образными намерениями.

В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции. Правильному формированию певческого звука способствует манера произношения слов – дикция.

Артикуляция гласных (с латинского artikulatio) – работа органов речи: губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок. Артикуляция – важнейшая часть в вокально-хоровой работе. Она тесно связана с дыханием, звукообразованием, интонированием и так далее. Только при хорошей артикуляции во время пения текст доходит до слушателя. Артикуляционный аппарат у детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь все важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту, - все это влияет на качество исполнения. При пении важны такие особенности произношения:

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Сущность понятия «подготовка к семейной жизни»: историко-философские и психолого-педагогические аспекты
Современный социальный заказ школе ставит задачу ускорения процессов нравственного и гражданского становления подростков и поднимает вопросы существенного повышения качества их подготовленности и моральной ориентировки на будущую семейную жизнь. Базовой основой этой ориентации могу служить этнокультурное нас ...

Основные формы и методы внеклассной работы по географии
Содержание внеклассной работы определяет ее формы и способы проведения. При выборе форм, помимо содержания, во внеклассной работе учитывают возраст школьников, их интересы, уровень подготовки по географии, наличие свободного времени, реальные материальные возможности (например, при организации походов, экспе ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru