Средства вокально-хоровой выразительности

Страница 2

С певческим дыханием связано понятие певческой опоры. В пении она обеспечивает наилучшие качества певческого звука, а так же является необходимым условием чистоты интонации.

Однако не менее важным в пении является навык звукообразования, основными требованиями, при формировании которого должны явиться следующие:

- перед своим возникновением звук должен быть оформлен в мысленных слуховых представлениях школьников;

- звук при атаке осуществляется интонационно точно.

Звук, образующийся в гортани, в момент своего образования очень слаб, и его усиление, а так же тембровая окраска происходят во время попадания звука в пространства, называемые резонаторами.

Верхний резонатор (головной) – это полости глотки, рта и носа.

Нижний резонатор (грудной) – это полости бронхов и трахеи.

В младшем возрасте у детей преобладает верхний резонатор. У старших детей постепенно появляется нижний резонатор. Формирование грудного резонатора ответственный период для юного певца. В задачу учителя входит умелое смешение и использование как головного, так и грудного регистров у детей.

Атака звука, то есть начало звука воздействует на характер смыкания связок, координацию работы связок и дыхания, на качество певческого дыхания, тембр звука, формирование гласных. Идеальный звук в его точной форме перед своим возникновением должен быть оформлен в мысленных слуховых представлениях певца. Поющий мысленно представляя перед атакой звука его высоту, а так же форму гласной, должен исполнять ноту легко, спокойно. Звук при атаке извлекается таким же способом, как совершается переход от звука к звуку – точно, сразу, без «подъездов». Атаку звука разделяют на три этапа: мягкую, твердую и придыхательную. Мягкая атака – сближение связок до состояния фонации одновременно с началом выдоха. При твердой атаке голосовая щель плотно смыкается до начала выдоха. Придыхательная атака – смыкание голосовых связок после начала выдоха, в результате чего перед звуком образуется короткое придыхание в форме короткого согласного «х». Певческая практика утвердила в качестве основной формы звукообразования мягкую атаку звука, сохраняющую чистоту тембра и создающую условия для эластичной работы связок.

В хоровой практике твердая атака способствует раскрытию в произведениях большей художественной образности, а так же ее применяют для активизации репетиционного процесса. Придыхательная атака обычно используется в начале мелодических фраз с тихой звучностью, когда необходимо чуть заметное вступление голосов. В практической работе рекомендуется вырабатывать сознательное умение различать виды атаки звука и связывать их с различными образными намерениями.

В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции. Правильному формированию певческого звука способствует манера произношения слов – дикция.

Артикуляция гласных (с латинского artikulatio) – работа органов речи: губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок. Артикуляция – важнейшая часть в вокально-хоровой работе. Она тесно связана с дыханием, звукообразованием, интонированием и так далее. Только при хорошей артикуляции во время пения текст доходит до слушателя. Артикуляционный аппарат у детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь все важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту, - все это влияет на качество исполнения. При пении важны такие особенности произношения:

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Сравнительный анализ эффективности уроков с применением новых технологий и классической модели проведения занятий
педагогический художественный культура мультимедийный Через курс МХК сквозной линией проходит тема «Культурные традиции родного края», которая предполагает изучение регионального варианта культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций ...

Дерево целей
Теоретической основой написания работы послужили лекции и учебно-методический комплекс Кричевского А.И. Построение дерева целей Расчет коэффициентов относительной важности Расчет коэффициентов относительной важности (КОВ) подцелей (1-ый уровень дерева целей): Матрица опроса экспертов: Здесь эксперты присваив ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru