Специфика формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения

Педагогика как наука » Процесс формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения » Специфика формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения

Страница 1

Особую значимость для поиска структуры и содержания педагогической культуры мастера имели работы П.Л. Чаадаева по вопросам становления российского самосознания, исследования Н.Я. Данилевского, К.Д. Кавелина, А.Н. Лыплина, Н.С. Тихонравова, идеи известных мыслителей России Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.В. Розанова, В.С. Соловьева, братьев Трубецких, Н.Ф. Федорова, Т.П. Федотова, П.А. Флоренского, Г.Г. Шпета.

Выделение педагогической культуры мастера профессионального обучения можно считать вполне теоретически корректным, так как, если придерживаться взглядов уральской школы философов-культурологов (Л.Н. Коган, Ю.Р. Вишневский, Г.Е. Зборовский, В.Л. Бенин и др.), то существует столько видов культуры, сколько видов самой человеческой деятельности.

Культуру личности необходимо определить, чтобы разобраться в дальнейшем с ее профессиональной культурой и перейти к рассмотрению педагогической культуры представителей профессиональной группы педагогов-учителей, преподавателей, воспитателей и т.д. В этом случае можно будет более обоснованно представить педагогическую культуру мастера профессионального обучения.

Согласно логике нашего исследования, прежде всего, необходимо сформулировать наше понимание, как личности, так и ее культуры.

А.Н. Леонтьев, анализируя понятия "индивид" и "личность", отмечает, что "личность есть специальное человеческое образование, которое так же не может быть выведено из его приспособительной деятельности, как не могут быть выведены из нее его сознание и человеческие потребности". Как и сознание человека, как и его потребности, личность человека тоже "производится" - создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности .

То есть, личность является активным деятелем. Процесс усвоения социального опыта осуществляется через посредство внутреннего мира личности, в котором выражается отношение человека к тому, что он делает и что делается с ним.

До выяснения важнейших моментов, образующих процесс любой деятельности, субъект остается как бы вне поля внимания. Он выступает своего рода как предпосылка деятельности, ее условие. Деятельность всегда изменяется, движется, поэтому целесообразно говорить о личности как о внутреннем моменте деятельности.

Личность, по мнению А.Н. Леонтьева, не только "момент деятельности, но и ее продукт", "ею не родятся, а становятся".

С.Л. Рубинштейн отмечал, что личность - есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

Поскольку в последнее десятилетие личность рассматривают в связи с проблемой субъектности, то важно выделить связь между личностным и субъектным.

Быть личностью означает быть субъектом деятельности, общения, самосознания, то есть выражение "субъект деятельности" означает, что человек субъект, прежде всего, основных социальных деятельностей - труда, общения, познания.

С точки зрения психологической науки личность может достигнуть уровня субъектности только в том случае, если она овладеет совокупностью родовых психологических способностей: мышлением, сознанием, желанием, волей, чувствами и т.д.

Если перефразировать А.В. Брушлинского, что "человек как субъект - это высшая системная целостность всех его сложнейших и противоречивых качеств, в первую очередь, психических процессов, состояний и свойств, его сознания и бессознательного", то и педагога можно только в том случае считать субъектом, если он представляет собой целостность, и тогда он успешно формируется в ходе индивидуального развития.

Известно, что такой способ существования человека как субъекта связан с появлением индивидуального рефлектированного сознания, означающего не только знание, но и отношение к миру и в мире, что осуществлено только субъектом. В нашем случае это означает, что необходимо сформировать индивидуальное профессиональное педагогическое сознание и самосознание. Речь идет о том, что сразу появиться с ними личность не может, а может и выработать, стать субъектом, только в процессе общения, деятельности, самосознания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Сравнительные возможности методов обучения
Опираясь на общие принципы обучения, учитель должен иметь представление о том, когда рационально применять соответствующие методы обучения, то есть знать их сравнительные возможности. При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями: 1. Соответствие методов принципам ...

Взаимодействие социальной работы и педагогики
Одним из центральных вопросов социальной педагогики является вопрос о ее соотношении с нормами и методами социальной работы. Одни исследователи фактически отождествляют эти понятия, считая социальную педагогику одним из направлений социальной работы, другие, наоборот, считают их разновидностью социокультурно ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru