Значение индивидуально-психологических различий и процессов в развитии вокальных навыков

Страница 2

Эмоция (с lat. возбуждать, волновать) – обычный класс психологических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Под эмоциями понимаются переживания человека, в которых выражается личное отношение к тому, что он делает, или к тем или иным явлениям, связанным с его жизнью и деятельностью.

Нередко в психологии эмоции и чувства употребляются как тождественные понятия. Все же между ними есть некоторая разница. Эмоции - это более простые переживания, которые И. П. Павлов сближал с понятием инстинкта. «Ведь эмоция, — говорил Павлов, — это есть работа инстинкта, а чувство — горечь, печаль и т. д. — это уже статья другая .».

Чувства, в отличие от эмоций, связаны с общественной деятельностью человека и присущи только человеку. Они могут быть устойчивы, а могут меняться в зависимости от ситуации. Эмоции всегда зависят от ситуации и характеризуются большой изменчивостью.

На вокально-технических упражнениях можно развивать эмоциональность. Кора головного мозга, которая, по выражению И. П. Павлова, «держит в своем ведении все явления, происходящие в теле», регулирует физиологические процессы, лежащие в основе эмоции. Это позволяет человеку управлять эмоциями, а также воспитывать их.

Эмоциональное состояние ученика всегда отзывается на результатах работы над голосом. В состоянии огорчения мышление и память не столь активны, как при спокойном, радостном и бодром состоянии. Вот почему в работе с учеником педагог должен создавать эмоционально приподнятую атмосферу, быть жизнерадостным, оптимистически настроенным, стараться не проявлять разочарования, досады и неудовлетворения.

В каждом отдельном случае следует учитывать степень подготовки, возможность преодоления тесситуры, как в технических упражнениях, так и в художественных произведениях.

В вокальной педагогике наблюдается огромная разница в том, как скоро вырабатываются певческие навыки, насколько прочно они закрепляются и в какой степени достигают совершенства у разных учеников. Самое приближенное изучение этих особенностей приводит к заключению о том, что в основе индивидуальных различий лежат те или иные темпераменты.

«Под темпераментом мы будем понимать ту основанную на прирожденном типе высшей нервной деятельности сторону личности, которая выражается в эмоциональной возбудимости (быстроте возникновения, устойчивости и яркости эмоций) и связанном с этой возбудимостью темпе протекания психических процессов».

Особенности темперамента И. П. Павлов объясняет прирожденными или наследственными свойствами нервной системы, своеобразным сочетанием в каждом отдельном случае процессов возбуждения и торможения - их силы, уравновешенности и подвижности. Тип нервной системы и определяется соотношением этих свойств.

Объясняя темперамент физиологическими свойствами нервной системы, Павлов определяет темперамент, как самую общую характеристику отдельного человека, он пишет, что это «основная характеристика нервной системы, придающая определенный облик всей деятельности каждого индивидуума».

Основные темпераменты человека разделяются на холерический. сангвинический, флегматический и меланхолический.

Люди с различным темпераментом в разных условиях ведут себя неодинаково, «человек слабого типа, попавший в новые условия жизни, - пишет И. П. Павлов, - совершенно теряется, а другого ничем не возьмешь, - в какие его условия ни поставь, он действует соответственно тому, что требуют данные условия».

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Результаты диагностики уровня развития познавательных интересов у младших школьников с нарушением интеллекта
Для изучения особенностей формирования познавательных интересов детей младшего школьного возраста на базе МОУ СОШ с. Сохондо Забайкальского края был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие учащиеся 3 класса в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную ...

Развитие познавательного интереса к урокам математики младших школьников с нарушением интеллекта средствами использования занимательных дидактических игр
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы познавательный интерес у младших школьников развивался и на уроках математики. В экспериментальной группе детей на уроках математики вводились дидактические игры. Они были направлены: – на подготовку к изучению нового материала; – на изучение нового материала ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru