Пример 2. Найдем восьмой член геометрической прогрессии
,
если
и
.
Зная первый и третий члены геометрической прогрессии, можно найти ее знаменатель. Так как
,то
Решив уравнение
найдем, что
или
.
Таким образом, существуют две прогрессии, удовлетворяющие условию задачи.
Если
, то
Если
, то
Задача имеет два решения:
или
.
Пример 3. После каждого, движения поршня разрежающего насоса из сосуда удаляется 20% находящегося в нем воздуха. Определим давление воздуха внутри сосуда после шести движений поршня, если первоначальное давление было 750 мм рт. ст.
Так как после каждого движения поршня из сосуда удаляется 20% имевшегося воздуха, то остается 80% воздуха. Чтобы узнать давление воздуха в сосуде после очередного движения поршня, нужно давление после предыдущего движения поршня умножить на 0,8.
Мы имеем геометрическую прогрессию, первый член которой равен 760, а знаменатель равен 0,8. Число, выражающее давление воздуха в сосуде ( в мм рт. ст.) после шести движений поршня, является седьмым членом этой прогрессии. Оно равно
.
Произведя вычисления, получим:
(мм рт. ст.).
Свойства геометрической прогрессии.
1. Квадрат каждого члена геометрической прогрессии, начиная со второго, равен произведению соседних членов, то есть при
верной является формула
. (3)
Если все члены геометрической прогрессии положительны, то это свойство формулируется так: каждый член геометрической прогрессии, начиная со второго, равен среднему геометрическому его соседних членов, т.е.
.
Действительно, при
имеем
и
. Перемножая почленно эти равенства, получим
. А это и есть равенство (3).
2. У конечной геометрической прогрессии
произведение членов, равноотстоящих от ее концов, равно произведению крайних членов, т.е.
(4)
Действительно, в конечной геометрической прогрессии
члены
и
равноотстоят от концов. По формуле (2)
и
. Произведение этих членов
и равно произведению крайних членов
. Значит,
. А это и есть равенство (4).
Древняя индийская легенда рассказывает, что изобретатель шахмат попросил в награду за свое изобретение столько пшеничных зерен, сколько их получится, если на первую клетку шахматной доски положить одно зерно, на вторую – в два раза больше, т. е. 2 зерна, на третью – еще в два раза больше, т. е. 4 зерна, и т. д. до 64-й клетки. Сколько зерен должен был получить изобретатель шахмат?
Другие статьи:
Значение ознакомления дошкольников с животным миром для развития эмпатии
Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у человека научного познания природы, убеждений и практических навыков, определённой ориентации и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является объективной нео ...
Анализ программ по подготовке старшеклассников к семейной жизни
Анализ программы «Маленькая мама» позволяет выделить ряд противоречивых и спорных моментов. Среди авторов программ преимущественно педагоги, врачи, реже - психологи и методисты. Социологи, демографы, специалисты по социальной работе и специалисты по планированию семьи в разработке программы не принимали учас ...