Число зерен, о которых идет речь, является суммой шестидесяти четырех членов геометрической прогрессии, первый член которой равен 1, а знаменатель равен 2. Обозначим эту сумму через S:
.
Умножим обе части записанного равенства на знаменатель прогрессии, получим: .
Вычтем из второго равенства первое и проведем упрощения:
,
.
Масса такого числа пшеничных зерен больше триллиона тонн. Это заведомо превосходит количество пшеницы, собранной человечеством до настоящего времени.
Выведем теперь формулу суммы n первых членов произвольной геометрической прогрессии. Воспользуемся тем же приемом, с помощью которого была вычислена сумма S.
Пусть дана геометрическая прогрессия . Обозначим сумму n первых ее членов через
:
(5)
Умножим обе части этого равенства на q:
Учитывая, что получим:
(6)
Вычтем почленно из равенства (6) равенство (5) и приведем подобные члены:
Пусть , тогда
(7)
Мы получили формулу суммы n первых членов геометрической прогрессии, в которой . Если
, то все члены прогрессии равны первому члену и
.
Заметим, что при решении многих задач удобно пользоваться формулой суммы n первых членов геометрической прогрессии, записанной в другом виде. Подставим в формулу (7) вместо bn выражение . Получим:
если
. (8)
Пример 1. Найдем сумму первых десяти членов геометрической прогрессии , в которой
и
.
Так как известны первый член и знаменатель прогрессии, то для решения задачи удобно воспользоваться формулой (8). Получим:
Пример 2. Найдем сумму
, слагаемые которой являются последовательными членами геометрической прогрессии 1; x;
; … .
Первый член прогрессии равен 1, а знаменатель ранен х. Так как является членом этой прогрессии с номером n, то задача состоит в нахождении суммы n первых её членов. Воспользуемся формулой (7):
Таким oбразом,
Умножим левую и правую части последнего равенства на . Получим тождество
В частности, при и
приходим к известным формулам:
Другие статьи:
Изучение шекспировских мотивов в поэзии М. Цветаевой на уроке
литературы
Известно, что спровоцированная Цветаевой «невстреча» с Б. Пастернаком в Берлине (1923) дала всплеск рефлексии над женскими образами Офелии, Эвридики, Ариадны, Федры. Существенно и то, что М. Цветаева в этот период вынашивала замысел трилогии «Гнев Афродиты» и «обдумывала современные возможности трагедии как ...
Формы занимательной внеклассной работы при изучении физической географии
Казахстана
Возрастные возможности старших подростков и их стремление определить свое место среди окружающих приводят к важному следствию: в этот период возникает известное расхождение между тем положением, которое подросток занимает среди окружающих в качестве школьника, и тем, которое ему хотелось бы занимать, на кото ...