Методические рекомендации к урокам решения задач по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»

Страница 2

Итак, проявляя в традиционной методике обучения решению задач значительную заботу о применении математических знаний при решении задач и не обращая внимания на процесс актуализации этих знаний, учителя нарушают единство процесса математического мышления и поэтому не могут обеспечить его должного развития у учащихся.

Подавляющее большинство задач традиционного школьного курса математики были шаблонными упражнениями тренировочного характера, которые по существу не имеют право на название «задача».

Д.Пойа справедливо писал: «Есть задачи и задачи, и всевозможные различия между ними. Но наиболее важное для учителя отличие – это различие между шаблонными и нешаблонными задачами».

Выделяя два основных типа шаблонных задач – «задачи по одному правилу под носом» и «словарные задачи», Д.Пойа говорил: «Шаблонные задачи, даже двух только что описанных типов, могут быть полезными и даже необходимыми, если они даны в правильное время и в правильной дозе…»

К числу недостатков в постановке задач, характерных для традиционного обучения математике, можно отнести, например, следующие:

1) излишняя стандартизация содержания и методов решения задач в традиционном обучении;

2) увеличение числа решаемых школьниками стандартных задач в ущерб их обучающему качеству;

3) излишне узкое понимание роли и целевого назначения математической задачи в процессе обучения;

4) несовершенство методики обучения через задачи;

5) несоответствие постановки задач и их решений в школе закономерностям развивающего мышления;

6) увеличение обучением решению таких задач или таких упражнений, которые в дальнейшем практически не находят приложений ни в процессе изучения основ наук, ни в практике;

7) обучение школьников через задачи таким умениям и навыкам, которые в современной практической деятельности почти не применяются;

8) отсутствие в школьном курсе математики задач, решение которых могло бы подготовить школьника к деятельности, характерной для современного производства;

9) отсутствие четких критериев учебной значимости каждой задачи, поставленной в процессе обучения, критерия, способного установить необходимое число задач какого-либо типа для достижения реализуемой через них цели обучения, и т.д.

Таким образом, явно видны методический и психологический аспекты проблемы постановки задач в процессе обучения математике.

Как правило, традиционные школьные математические задачи таковы, что требуют для своего решения определенных знаний, умений или навыков по узкому вопросу программного материала. Поэтому роль и значение их исчерпывается в течение того непродолжительного времени, которое отводится на изучение этого вопроса программы. При этом вспомогательная роль таких задач в процессе обучения не является секретом ни для учащихся, ни для учителя: проиллюстрировать изучаемый теоретический вопрос, разъяснить его смысл, помочь усвоить изучаемый факт через простейшие упражнения, выполняемые по образцу, продиктованному теорией, и только.

Память учащихся, как и память любого другого человека, обладает спонтанной избирательностью, и потому то, что было явно второстепенно, забывается в первую очередь.

Итак, несмотря на значительные затраты учебного труда и времени на решение таких задач в школе, не достигаются ожидаемые результаты у значительного числа выпускников средней общеобразовательной школы.

Если провести весьма несложные вычисления, то нетрудно убедиться в том, что за время обучения в школе учащийся решает около 15 000 задач и упражнений. И, несмотря на это, при поступлении в любой институт около половины выпускников не справляются с решением экзаменационных задач, являющихся почти точной копией тех, которые они решали во время обучения в школе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Вальдорфский детский сад УВК «Ступени»
состоит из трех групп: - одной ясельной для детей 2 – 3,5 лет - двух разновозрастных для детей 3 – 7 лет. Жизнь группы детского сада основана на семейном принципе: • домашняя атмосфера. • дети разного возраста, как в большой семье, • празднование дней рождений, • встреча праздников вместе с родителями. • игр ...

Научные основы методики звукопроизношения
Русский язык обладает сложной звуковой системой, поэтому на него обращают внимание многие исследователи, которые занимаются теорией звучащей речи. Именно на основе анализа звукового строя языка создается база для теоретического осмысления процессов, происходящих в языке. Ученые характеризуют звуковые единицы ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru