Методические рекомендации к урокам проверки знаний, умений и навыков учащихся по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»

Педагогика как наука » Совершенствование методики преподавания темы "Арифметическая и геометрическая прогрессии" с позиции активизации познавательной деятельности учащихся » Методические рекомендации к урокам проверки знаний, умений и навыков учащихся по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»

Страница 2

Таким образом, самостоятельные работы, содержание которых отражает межпредметные связи, делают изучаемый материал более доступным, так как позволяют более полно использовать учебный опыт ученика и способствуют систематизации и углублению знаний.

Самостоятельные работы данного вида представляют интерес для учащихся еще и потому, что в своем содержании они имеют сведения, которые дополняют, обновляют их знания, усвоенные ранее. Обновление ранее усвоенных знаний учащихся, стимулирует познавательный интерес к предмету.

«Чтобы возбудить интерес, – писал К.Д.Ушинский, – предмет должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком ученикам».

Формированию положительного отношения к изучению математики, развитию познавательного интереса способствуют индивидуальные самостоятельные работы, содержащие элементы занимательности.

Занимательность понимают как такую особенность содержания самостоятельной работы, которая возбуждает познавательный интерес ученика к выполнению задания, к изучению математики.

В качестве самостоятельных работ, содержащих элементы занимательности, можно использовать старинные задачи, а также задачи и примеры из учебников.

Вызывают интерес и такие задания, в которых от учащихся требуется найти ошибки, допущенные в предлагаемых определениях, свойствах, условиях задачи, примере и т.д. Так, при изучении прогрессий можно предложить задачу: «В чем ошибка определения? «Геометрической прогрессией называется последовательность, в которой каждый член, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом».

Самостоятельные работы, содержащие элементы занимательности, историзма, показывающие значение изучаемого материала в науке, практике являются механизмом воздействия в процессе обучения на чувства школьника. При решении математической задачи некоторые ее данные, имеющие второстепенное значение по сравнению с математической ее структурой, интересуют учащихся. Компоненты, вводимые в содержание самостоятельных работ (занимательность, историзм и др.), способствуют созданию условий для развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения математике.

Именно в подростковом возрасте благодаря немалому жизненному и учебному опыту познавательный интерес принимает все более устойчивый характер, а умственные способности в той или иной деятельности проявляются более ярко.

Рассмотренные выше виды самостоятельных работ могут быть применены на любом этапе урока, как при подготовке учащихся к усвоению нового материала, так и при закреплении и повторении изучаемого ранее с целью наиболее успешного усвоения учащимися знаний.

Одним из видов самостоятельных работ, позволяющих активизировать деятельность учащихся по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии», являются управляемые самостоятельные работы.

В процессе обучения всегда присутствуют два вида связи: прямая – от учителя к ученику и обратная – от ученика к учителю. Обратная связь способствует выявлению степени и характера усвоения школьниками учебного материала, что обеспечивается контролем за ходом, а также результатами учебной деятельности. Особенно важно иметь систематическую информацию о степени усвоения изучаемого материала при обучении математике.

В поиске перехода к более высоким ступеням обучения использование обратной связи усложняется, поэтому ряд ученых и передовых учителей ведут поиски средств, методов, приемов, которые смогут облегчить осуществление обратной связи в процессе обучения школьников. При этом рассматривается не только внешняя обратная связь, когда учитель получает сведения о ходе и результатах работы школьников, но и внутренняя обратная связь, дающая возможность ученику в процессе индивидуальной работы (без обращения к учителю) получить информацию о своей деятельности. Примерами тому являются создание программированных учебников и пособий, использование различных средств и приемов контроля за усвоением учащимися учебного материала.

Большое значение в практике обучения математике играют так называемые управляемые самостоятельные работы, позволяющие ученикам осуществлять самоконтроль в процессе их выполнения, а значит, активизировать мыслительную деятельность учащихся. В таких работах задания составляются так, чтобы ответ предыдущего задания включался в следующее за ним. К таким заданиям предлагается список ответов для самоконтроля. Для того, чтобы учитель мог быстро проконтролировать выполнение заданий учениками, рядом с ответом дается его код.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие статьи:

Влияние детского образовательного учреждения на агрессивное поведение детей
Основы всестороннего развития личности закладываются в дошкольном детстве. Это время активной социализации ребенка, вхождение в культуру, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждение нравственных и эстетических чувств. И от того, как воспитывается ребенок в первые годы жизни, во многом зависит в ...

Особенности звукопроизносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с фонетико–фонематическим недоразвитием речи
На современном этапе развития логопедии квалификация дефекта опирается на совокупность критериев разных дисциплин изучающих речь. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru