Методические рекомендации к урокам проверки знаний, умений и навыков учащихся по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»

Педагогика как наука » Совершенствование методики преподавания темы "Арифметическая и геометрическая прогрессии" с позиции активизации познавательной деятельности учащихся » Методические рекомендации к урокам проверки знаний, умений и навыков учащихся по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»

Страница 2

Таким образом, самостоятельные работы, содержание которых отражает межпредметные связи, делают изучаемый материал более доступным, так как позволяют более полно использовать учебный опыт ученика и способствуют систематизации и углублению знаний.

Самостоятельные работы данного вида представляют интерес для учащихся еще и потому, что в своем содержании они имеют сведения, которые дополняют, обновляют их знания, усвоенные ранее. Обновление ранее усвоенных знаний учащихся, стимулирует познавательный интерес к предмету.

«Чтобы возбудить интерес, – писал К.Д.Ушинский, – предмет должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком ученикам».

Формированию положительного отношения к изучению математики, развитию познавательного интереса способствуют индивидуальные самостоятельные работы, содержащие элементы занимательности.

Занимательность понимают как такую особенность содержания самостоятельной работы, которая возбуждает познавательный интерес ученика к выполнению задания, к изучению математики.

В качестве самостоятельных работ, содержащих элементы занимательности, можно использовать старинные задачи, а также задачи и примеры из учебников.

Вызывают интерес и такие задания, в которых от учащихся требуется найти ошибки, допущенные в предлагаемых определениях, свойствах, условиях задачи, примере и т.д. Так, при изучении прогрессий можно предложить задачу: «В чем ошибка определения? «Геометрической прогрессией называется последовательность, в которой каждый член, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же числом».

Самостоятельные работы, содержащие элементы занимательности, историзма, показывающие значение изучаемого материала в науке, практике являются механизмом воздействия в процессе обучения на чувства школьника. При решении математической задачи некоторые ее данные, имеющие второстепенное значение по сравнению с математической ее структурой, интересуют учащихся. Компоненты, вводимые в содержание самостоятельных работ (занимательность, историзм и др.), способствуют созданию условий для развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения математике.

Именно в подростковом возрасте благодаря немалому жизненному и учебному опыту познавательный интерес принимает все более устойчивый характер, а умственные способности в той или иной деятельности проявляются более ярко.

Рассмотренные выше виды самостоятельных работ могут быть применены на любом этапе урока, как при подготовке учащихся к усвоению нового материала, так и при закреплении и повторении изучаемого ранее с целью наиболее успешного усвоения учащимися знаний.

Одним из видов самостоятельных работ, позволяющих активизировать деятельность учащихся по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии», являются управляемые самостоятельные работы.

В процессе обучения всегда присутствуют два вида связи: прямая – от учителя к ученику и обратная – от ученика к учителю. Обратная связь способствует выявлению степени и характера усвоения школьниками учебного материала, что обеспечивается контролем за ходом, а также результатами учебной деятельности. Особенно важно иметь систематическую информацию о степени усвоения изучаемого материала при обучении математике.

В поиске перехода к более высоким ступеням обучения использование обратной связи усложняется, поэтому ряд ученых и передовых учителей ведут поиски средств, методов, приемов, которые смогут облегчить осуществление обратной связи в процессе обучения школьников. При этом рассматривается не только внешняя обратная связь, когда учитель получает сведения о ходе и результатах работы школьников, но и внутренняя обратная связь, дающая возможность ученику в процессе индивидуальной работы (без обращения к учителю) получить информацию о своей деятельности. Примерами тому являются создание программированных учебников и пособий, использование различных средств и приемов контроля за усвоением учащимися учебного материала.

Большое значение в практике обучения математике играют так называемые управляемые самостоятельные работы, позволяющие ученикам осуществлять самоконтроль в процессе их выполнения, а значит, активизировать мыслительную деятельность учащихся. В таких работах задания составляются так, чтобы ответ предыдущего задания включался в следующее за ним. К таким заданиям предлагается список ответов для самоконтроля. Для того, чтобы учитель мог быстро проконтролировать выполнение заданий учениками, рядом с ответом дается его код.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие статьи:

Методики коррекционного обучения
Методология специальной психологии, как и всей отечественной психологии, базируются на общих методологических положениях диалектического материализма. Большое значение для понимания психического развития имеет значение принцип детерминизма. Он означает, что все психические явления, понимаются как проявления, ...

Некоторые особенности учебной деятельности старших школьников
В.А. Сухомлинский отмечал: “Из практики воспитательной работы многим учителям хорошо известно такое непонятное с первого взгляда явление: чем старше становится ученик, тем труднее ему учится… Причина этого явления в подавляющем большинстве случаев – неумение пользоваться обобщающими понятиями в целях познани ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru