Рождение ребёнка ослабленного, болезненного, как правило, изменяет уклад и психологический климат в семье. Все члены семьи и мать находятся в состоянии эмоционального стресса, а это неблагоприятно отражается на эмоционально-личностном развитии ребёнка. Поэтому врачу, психологу, социальному педагогу надо оказывать помощь не только ребенку, но и всем членам семьи. И прежде всего родителям.
Создание социальных технологий в работе с семьёй - это коллективная деятельность.
В социальной реабилитации семьи очень важно взаимодействие всех специалистов.
Совместно с психологом и воспитателями социальный педагог прежде всего, должна научить мать внимательно наблюдать за развитием своего ребёнка, вести дневник наблюдения, а так же овладеть основными приёмами воспитания и обучения ребёнка. Как социальный педагог, анализируя особенности семейного воспитания ребёнка, необходимо обращать внимание на такие параметры как эмоциональное принятие ребёнка в семье, заинтересованность в ребёнке, забота о нём, требовательность к нему, демократизм или авторитарность в семейных отношениях. На основе этих данных и личного наблюдения нужно определить преобладающий тип семейного воспитания: отвержение, безразличие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь. Необходимо, прежде всего, убедить родителей, что подрастающему больному ребёнку нужно тоже, что и остальным детям:
- игры;
- дружба, уважение, любовь;
- участие в семейных делах;
-путешествия и приключения;
- школа или другие формы обучения;
- участие в общественной жизни.
Таблица 4
Схема совместных действий различных служб и ведомств в оказании социальной помощи семьям с факторами социального риска ребёнка и неблагополучными семьями
|
Семейная ситуация |
Виды помощи семье и детям |
Ответственные |
|
Неполная семья |
1. Вовлечение ближайших родственников в процесс воспитания ребенка с девиантным поведением |
Социальный педагог, специалист по социальной работе, психолог, воспитатель, врач-педиатр, врач-невролог, учитель |
|
2. Наблюдение, беседы, консультации | ||
|
3. Вовлечение ребенка в различные кружки, секции |
Социальный педагог, тренер, психолог, специалист по социальной работе, педагог дополнительного образования. | |
|
4. Обучение одного из родителей навыкам воспитания ребенка без второго родителя |
Психолог, специалист, социальный педагог, врач-педиатр | |
|
5. Содействие в постановке на учет в органы социальной защиты |
Специалист по социальной работе, юрисконсульт | |
|
6. Привлечение родительских общественных организаций к воспитанию ребенка с девиантным поведением |
Социальный педагог, специалист по социальной работе, психолог | |
|
Жестокое обращение с ребенком в семье со стороны родителей |
1. Наблюдение, беседы, консультации, посещение семьи с целью социального патронажа |
Врач-педиатр, психолог, юрисконсульт, социальный педагог, специалист по социальной работе, воспитатель |
|
2. Содействие в постановке семьи на учет в комиссию по делам несовершеннолетних, при необходимости к врачу психиатру, наркологу |
Врач-педиатр, юрисконсульт, специалист по социальной работе, социальный педагог | |
|
3. Обмен опытом с другими родителями о воспитании ребенка с девиантным поведением в семье |
Психолог, социальный педагог, родители | |
|
Неполная семья, где родитель злоупотребляет алкоголем или наркотиками |
1.Организация консультаций нарколога |
Врач-нарколог, социальный педагог |
|
2.Содействие в постановке семьи на учет к наркологу |
Врач-нарколог, социальный педагог | |
|
3.Вовлечение ребенка в посещение секции, кружков |
Социальный педагог, тренер, специалист, педагог дополнительного образования, психолог | |
|
4.Работа с родителями |
Врач-нарколог, специалист по социальной работе | |
|
5. Ходатайство в органы опеки и попечительства о лишении родительских прав |
Социальный педагог, специалист по социальной работе, юрисконсульт, психолог | |
|
6.Обследование ребенка у психиатра |
Врач-психиатр, психолог | |
|
Формально полная семья, но один из родителей злоупотребляет алкоголем, наркотиками |
1.Наблюдение, беседы, консультации, посещение семьи с целью социального патронажа |
Социальный педагог, психолог, инспектор по делам несовершеннолетних |
|
2.Организация консультаций нарколога, проведение обследования |
Врач-нарколог, социальный педагог | |
|
3. Содействие в проведении обследования ребенка у психиатра |
Врач-психиатр, психолог | |
|
4. Вовлечение ребенка в посещение спортивных секций, кружков по интересам |
Социальный педагог, тренер, педагог дополнительного образования | |
|
5.Индивидуальная работа по коррекции межличностных отношений в семье |
Психолог, социальный педагог | |
|
6.Вовлечение родителей в клуб взаимоподдержки по проблемам в семье |
Психолог |
Другие статьи:
Специфика формирования педагогической
культуры мастера профессионального обучения
Особую значимость для поиска структуры и содержания педагогической культуры мастера имели работы П.Л. Чаадаева по вопросам становления российского самосознания, исследования Н.Я. Данилевского, К.Д. Кавелина, А.Н. Лыплина, Н.С. Тихонравова, идеи известных мыслителей России Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.В. ...
Письмо как вид речевой деятельности
В отличие от таких видов речевой деятельности, как говорение и слушание, письмо (а также чтение) осваивается человеком в процессе целенаправленного обучения. До сравнительно недавнего времени неумение читать и писать не считалось признаком неготовности ребенка к школе, однако в настоящее время, в связи с нар ...