Ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия форм межличностного сотрудничества, как дошкольный, так как он связан с необходимостью развития самых различных сторон личности ребенка. Это – сотрудничество со сверстниками, взрослыми, игры, общение и совместный труд. На протяжении дошкольного детства последовательно совершенствуются основные виды деятельности: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры-общение, домашний труд. Примерно за год или два до поступления в школу добавляется еще один вид деятельности – учебная деятельность.
Развитие познавательных психических процессов. В этом возрасте ведущую роль играет память, причем, что чаще всего она носит непроизвольный характер. И только к концу дошкольного возраста начинает складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание.
Развитие образных форм познания окружающего мира (восприятие, образное мышление, воображение) – имеет важное значение. Обобщение собственного чувственного опыта – это основной путь развития ребенка. Дети проявляют высокий уровень познавательной потребности. На основе наглядно-действенного мышления формируется наглядно-образное мышление. В этом возрасте ребенок осваивает систему сенсорных эталонов (цвет, форму, величину и т.д.).
В конце дошкольного возраста происходит формирование начальных форм понятийного, словесно-логического мышления. А также, именно в этом возрасте происходит практическое овладение речью:
расширение словаря и грамматического строя речи;
детское словотворчество;
развитие функций речи
развитие фонематического слуха и осознание словесного состава речи.
Воображение – психический процесс создания новых образов предмета, ситуации, обстоятельств путем перестройки имеющихся у человека представлений. Воображение – это важнейшее психическое новообразование дошкольного детства. Оно максимально разворачивается в сюжетно-ролевой игре.
Развитие мотивационно-потребностной сферы: в начале дошкольного детства мотивы носят неосознанный характер, а к концу этого периода – проявляется множество разных мотивов (игровые, установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми, познавательные, соревновательные, нравственные, самоутверждения) и они уже становятся осознанными. А также, в этот период у детей формируется самооценка.
Кризис 7 лет: у дошкольника появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое положение и осуществлять реальную общественно значимую деятельность. А невозможность реализовать эту потребность и вызывает кризис. Для такого поведения характерны следующие характеристики:
непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;
демонстративная «взрослость»;
обострение внимания к своему внешнему виду;
оспаривания со стороны ребенка;
заинтересованность в общении со взрослыми и внесение в него новых тем (о жизни на других планетах и т.д.);
самостоятельность;
рассудительность.
Приведем пример из наблюдения за сюжетно – ролевой игрой дошкольников. Дети играют в «Семью». Участники игры: Ира (5 лет 7 месяцев), Света (5 лет 6 месяцев), Сабина (5 лет 4 месяца), Наташа (5 лет 5 месяцев), Данил (5 лет 7 месяцев). Девочки подошли к кукольному уголку и сразу стали распределять роли.
Другие статьи:
Тематическое планирование изучения линии «Информационные технологии»
«Информационные технологии» изучается в 11 классе по следующему тематическому плану: Основы компьютерного делопроизводства – 9 часов. Функции документов и их классификация. Правила оформления документа при помощи компьютера. Бланки организаций, их основные типы, технология создания. Шаблон, технология создан ...
Особенности
коммуникативной сферы студентов ФВСО
При анализе особенностей коммуникативной сферы было выяснено, какая манера поведения более свойственна студентам: Рис 13. Особенности коммуникативной сферы студентов Большинство респондентов (рис. 13) занимает активную жизненную позицию - предпочитают быть в центре коллектива – 53% опрошенных, однако при это ...