Возрастные психологические особнности дошкольников

Педагогика как наука » Развитие воображения у дошкольников на занятиях по психологии » Возрастные психологические особнности дошкольников

Страница 4

Ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия форм межличностного сотрудничества, как дошкольный, так как он связан с необходимостью развития самых различных сторон личности ребенка. Это – сотрудничество со сверстниками, взрослыми, игры, общение и совместный труд. На протяжении дошкольного детства последовательно совершенствуются основные виды деятельности: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры-общение, домашний труд. Примерно за год или два до поступления в школу добавляется еще один вид деятельности – учебная деятельность.

Развитие познавательных психических процессов. В этом возрасте ведущую роль играет память, причем, что чаще всего она носит непроизвольный характер. И только к концу дошкольного возраста начинает складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание.

Развитие образных форм познания окружающего мира (восприятие, образное мышление, воображение) – имеет важное значение. Обобщение собственного чувственного опыта – это основной путь развития ребенка. Дети проявляют высокий уровень познавательной потребности. На основе наглядно-действенного мышления формируется наглядно-образное мышление. В этом возрасте ребенок осваивает систему сенсорных эталонов (цвет, форму, величину и т.д.).

В конце дошкольного возраста происходит формирование начальных форм понятийного, словесно-логического мышления. А также, именно в этом возрасте происходит практическое овладение речью:

расширение словаря и грамматического строя речи;

детское словотворчество;

развитие функций речи

развитие фонематического слуха и осознание словесного состава речи.

Воображение – психический процесс создания новых образов предмета, ситуации, обстоятельств путем перестройки имеющихся у человека представлений. Воображение – это важнейшее психическое новообразование дошкольного детства. Оно максимально разворачивается в сюжетно-ролевой игре.

Развитие мотивационно-потребностной сферы: в начале дошкольного детства мотивы носят неосознанный характер, а к концу этого периода – проявляется множество разных мотивов (игровые, установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми, познавательные, соревновательные, нравственные, самоутверждения) и они уже становятся осознанными. А также, в этот период у детей формируется самооценка.

Кризис 7 лет: у дошкольника появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое положение и осуществлять реальную общественно значимую деятельность. А невозможность реализовать эту потребность и вызывает кризис. Для такого поведения характерны следующие характеристики:

непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей;

демонстративная «взрослость»;

обострение внимания к своему внешнему виду;

оспаривания со стороны ребенка;

заинтересованность в общении со взрослыми и внесение в него новых тем (о жизни на других планетах и т.д.);

самостоятельность;

рассудительность.

Приведем пример из наблюдения за сюжетно – ролевой игрой дошкольников. Дети играют в «Семью». Участники игры: Ира (5 лет 7 месяцев), Света (5 лет 6 месяцев), Сабина (5 лет 4 месяца), Наташа (5 лет 5 месяцев), Данил (5 лет 7 месяцев). Девочки подошли к кукольному уголку и сразу стали распределять роли.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Особенности развития активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Результаты исследования по каждой серии представлены в протоколах исследования см. приложения №1–3, стр. 1. Количественные показатели первой серии эксперимента представлены в таблице 1. Таблица 1. Количество употребленных прилагательных по представлению Имя ребенка На одно слово в среднем Общий средний показ ...

Психологические основы процесса чтения
Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые в определенной степени различаются по психологическому содержанию. Егоров Т. Г. выделял следующие ступени овладения чтением: а) овладение звуко-буквенными обозначениями; б) послоговое чтение; в) ступень становления синтетических при ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru