социальное указание на ребенка, как человека с особыми нуждами - дефективного, аномального;
система специального обеспечения охватывала только часть нуждающихся: дети с глубокими нарушениями в развитии выпадали из этой системы;
нет специальной психолого-педагогической помощи учащимся со слабо выраженными нарушениями;
не вариантов для получения специального образования.
В то же время на федеральном и региональном уровнях начинают возникать идеи по внедрению в практику нетрадиционных методов психолого-педагогической коррекции, и новых форм организации специального обучения, которые копируют современные западные модели обучения детей с нарушениями в развитии.
В 1992 году был создан приказ Министерством образования РФ о введении компенсирующих классов. Введение компенсирующего обучения стало актуальным, потому что у большой части детей (по разным данным 20-30%) при поступлении в школу выявились отставания в развитии как психических познавательных процессов, так и физических, которые не позволяют им осваивать школьную программу, и поэтому, ведут к стойкой школьной дезадаптации и последующему нарушению процесса социализации.
Существовавшие до этого классы выравнивания в основном были ориентированы на сравнительно небольшое количество воспитанников, у которых задержка психического развития имела органическую природу. Для остальных детей так называемой "группы риска" появилась необходимость создать классы компенсирующего обучения, где процесс обучения будет носить коррекционно-развивающий характер и включать дополнительную психолого-педагогическую поддержку.
Два года спустя была выдвинута концепция коррекционно-развивающего обучения, которая, убрала противоречия между классами выравнивания и компенсирующими классами. Было предложено учащихся с выявленными психосоматическими проблемами помещать в классы коррекционно-развивающего обучения и затем в процессе первого года обучения, который выполняет, и диагностические функции, определяет более точно характер и природу отклонения, а также вследствие этого, и форму дальнейшего процесса обучения.
Несмотря на все трудности и проблемы недостаточности профессиональных кадров - учителей и психологов, система коррекционно-развивающего обучения была одновременно подхвачена в общеобразовательных школах России и стала быстро развиваться. К началу 2000 года в России около 600 000 учащихся училось в классах компенсирующего обучения. Но, необходимо отметить, что успех обучения по такой системе может произойти только при выполнении ряда важных психолого-педагогических условий, одно из которых - наличие высокопрофессионального психологического обеспечения.
Проблема психологического обеспечения остро стоит на этапе первичной диагностики, при отборе детей в классы компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения. Нельзя соглашаться с мнением, что диагностика и отбор в классы компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения могут производиться только психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК). В положениях Минобразования о классах компенсирующего обучения о системе коррекционно-развивающего обучения эти функции должны закрепить за психолого-педагогическими консилиумами школ (ППК), так как только школа, а не ПМПК, отвечает за обучение и развитие учащихся и наиболее заинтересована в развернутой и значимой диагностике. Количество учеников, которые проходят диагностику в отдельной школе, как минимум, на порядок меньше, чем в ПМПК, и потому они должны рассчитывать на самое серьезное и вдумчивое обследование.
Другие статьи:
Экспериментальное исследование по развитию конструктивных умений
дошкольников в изготовлении подвижных игрушек
Опытно-экспериментальная работа проводилась в ДОУ «Незабудка» с. Налобиха, Косихинского района в 2007-2008 учебном году с детьми 7-го года жизни, условно разделённых на две группы по восемь человек. Экспериментальная работа проводилась поэтапно: 1 этап – констатирующий эксперимент был направлен на выявление ...
Методы и формы подготовки школьников к профессиональному самоопределению
В настоящее время в профориентации можно выделить четыре группы методов: 1) информационно-справочные, просветительские; 2) профессиональной психодиагностики; 3) моральной помощи в конкретном выборе и принятии решения. К первой группе относятся, во-первых, профессиограммы, или краткие описания профессий. Нетр ...