Методика обучения грамоте и грамотности на уроках русского языка в начальной школе

Педагогика как наука » Методика формирования орфографической грамотности в начальной школе » Методика обучения грамоте и грамотности на уроках русского языка в начальной школе

Страница 4

Вероятно, именно современное развитие мирового сообщества, его запросы, потребности, а также вопросы, сомнения, поиски педагогов-практиков, ученых-методистов, философов, психологов и физиологов прошлого и настоящего приводят к осознанию, что пониманию как таковому следует учить детей целенаправленно. И учить этому необходимо с самого начала обучения той или иной знаковой системе, например письменной речи. Так, Л.С. Выготский утверждал, что "чтение не установление простой ассоциации между письменными знаками и звуками, соответствующими им. Чтение - сложный процесс, в котором непосредственное участие принимают высшие психические функции в части мышления" В качестве доказательства выдвинутого тезиса автор (Л.С. Выготский) ссылается на мнение Э. Торндайка, который в результате исследований пришел к выводу: ?" .чтение — очень сложный процесс, требующий взвешивания каждого из многих элементов предложения, их организации в соответствующих отношениях одного к другому, отбора некоторых возможных значений, отбрасывания других и совместного действия многих сил, обусловливающих конечный ответ" [там же]. Согласно выводам Э. Торндайка, многие дети в чтении терпят неудачу "не потому, что они поняли, запомнили факты и принципы, но не смогли организовать и употребить их или поняли их, но не смогли запомнить, а потому, что они вовсе не поняли их]. Исследования показали, "что дети на очень поздней ступени развития, великолепно понимающие устную речь, страшно отстают в понимании простого текста в процессе чтения" Л.С. Выготский считал: "Понимание рассказа подобно решению задачи в математике" И ученый задается вопросом: "Если чтение требует понимания каждого отдельного слова, то разве мы учим этому ребенка на уроке? Нет. Следовательно, чтение, в том числе первоначальное обучение ему, должно включать все формы мышления, опираться на него.

Именно потребность в целенаправленном развитии мышления детей, обучения их пониманию смыслов, зашифрованных с помощью такого вида речи, как письменная, делает обоснованным существование смыслового обучения детей грамоте. Назрела потребность в методе, в основе которого не звуко/буква, слог, слово, а само содержание информации, вернее, сам смысл, выраженный предложением, фразой. Метод разработан на основе изучения и анализа историко-методического наследия букваристики. Включение в метод, технологию таких языковых и одновременно философских категорий, как смысл, понимание, миропонимание, взаимосогласие, требует от учителя дополнительного изучения данной проблемы в аспекте других наук: герменевтики, психологии, физиологии, методологии, социологии. Кроме т ого, необходимо современное осмысление значения и места названных категорий. Именно современное состояние развития мирового сообщества показывает, что проблема понимания в наступившем веке является едва ли не самой остроактуальной. Ее актуализация определяется через призму противоречий существующих геополитических и общественно-политических отношений, потребности установления отношений между странами, регионами, блоками, религиями, народами, поколениями. Несомненно, обострилась потребность понимания человечеством самого себя, своего места в окружающем мире, Вселенной, своих возможностей дальнейшего в ней существования. Наконец, актуализировалась потребность понимания, осмысления человеком самого себя, окружающего мира, установления с ним, т.е. с миром в широком смысле слова, гармоничных взаимоотношений. Обозначились как остроактуальные проблемы толерантности. Хотя, несомненно, сколько человек существует, столько и пытается понять себя и мир, его окружающий. Даже возникновение многозначности в самом понятии "понимание" говорит о длительности поисков его определения. Например, академик Ю.В. Сенько пишет: "Полифункциональность понимания обнаруживается и в том, что оно на практике выступает как способ, процесс, результат, итог, образ и деятельность, отношение к миру и даже как способ бытия человека в мире". В через герменевтический круг, через взаимодействие целого и части. В герменевтическом круге понимания под целым понимается не только текст, а уже затем выделенное взаимосвязное целое — предложение, но и литературный жанр, наконец, душевная жизнь самого автора как целого (Ф. Шлейермахер). Круг понимания герменевтикой рассматривается также как постижение смысла через смысловое пробрасывание как предварительную проекцию, "пред-имение, пред-усмотрение, пред-восхищение", а затем уже сближение смыслового ожидания (читающего) и подразумеваемого текстом (М. Хайдеггер). Однако Г.-Г. Гадамер, известный немецкий философ, о понимании содержания текста пишет: "Понимать — означает, прежде всего, разобраться в чем-то, а уж потом, во вторую очередь, вычленять мнение другого, разуметь подразумеваемое им". И еще, думается, важнейшая мысль, относящаяся к пониманию вообще и как подтверждение сказанного самим философом: "Ведь когда мы пытаемся понять текст, мы не переносимся в душу автора, в ее устройство или конституцию, и уж если говорить о том, чтобы "переноситься", то мы переносимся в то, что он подразумевает как смысл". В дополнение перечисленного, включаемого в круг понимания самой герменевтикой, Г.-Г. Гадамер предполагает у понимающего наличие исторического мышления, которое содержит в себе "единство одного и оного". Он пишет: "понимание – это акт действенной истории". Задачу герменевтики автор видит в прояснении чуда понимания. А чудо заключается не в том, что души таинственно общаются междусобой, а в том, что они причастны к общему для них смыслу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другие статьи:

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru