Методика обучения грамоте и грамотности на уроках русского языка в начальной школе

Педагогика как наука » Методика формирования орфографической грамотности в начальной школе » Методика обучения грамоте и грамотности на уроках русского языка в начальной школе

Страница 5

Обобщив вышеизложенное, можно сделать вывод: читатель в качестве понимателя смысла, выраженного текстом, который сам в свою очередь является авторской интерпретацией понимания смысла человеком, живущим, допустим, несколькими столетиями раньше, вносит в данный момент и свою версию понимания для них смысла. Естественно, что новый текст в качестве новой интерпретации смысла будет учитывать и уже изложенную автором версию, и имеющуюся у самого читателя -"понимателя" смысла на момент знакомства с текстом и выработанную им в ходе понимания общего смысла. Это и будет "единство одного и оного.

Если считать потребность в понимании смысла наиважнейшей, возникает естественный вопрос: как же происходит сам процесс понимания? Можно ли ему целенаправленно учиться, учить? Г.-Г. Гадамер утверждает: "Целое надлежит понимать на основании отдельного, а отдельное — на основании целого". К процессу понимания относится и такая очень важная мысль Г.-Г. Гадамера: "Так движение понимания постоянно переходит от целого к части и от части к целому". Если вслед за П. Рикером и принимающим его точку зрения В.Ю. Сенько под текстом понимать "связную систему знаков или образов, обладающих смыслом", тогда текст — это музыкальное произведение, архитектура, танец и т.д. Таким образом, текст — авторское, индивидуальное осмысление, интерпретация смысла, т.е. осмысление осмысляемого (выражение М. Мамардашвили), выраженное с помощью разных знаковых систем.

Рассуждения о целом и части, возможности понимания целого через часть, а часть через целое ставят извечный философский вопрос, что считать целым, что частью и как отличить одно от другого. Допустим, для герменевтики это понятно: чтобы "движение понимания" как процесс началось, необходимо сначала выделить часть из имеющегося текста. Это могут быть и отдельные предложения, и их совокупность, и отдельные предметы, возможно, герои, описания признаков, действий, явления, помогающие понять смысл. А как будет обстоять дело с текстами, выраженными другими знаковыми системами? Будет ли все это иметь отношение к самому мышлению, тем более к целенаправленному его развитию? Относительно возникновения мысли как таковой философ М. Мамардашвили, например, писал: "Первый акт мысли

— это фактически выделение чего-то (выделено нами. — В. К.), о чем вообще можно мыслить и осмысление мысли .". Попутно следует заметить, что, думается, до акта выделения из чего-либо, по крайней мере, должен возникнуть вопрос, ответом на который и будет факт выделения, а до вопроса должно быть такое явление, которое физиологи, например, называют раздражением. Это может быть также изменением внешней среды, конфликтом как в глобальном, так и в индивидуальном смысле, например в общении людей, наконец, противоречием внутреннего психического состояния индивида. Иными словами, выделение уже является ответной реакцией, причем в определенном направлении.

В своих утверждениях и философы-герменевтики, и уже упомянутый М. Мамардашвили, и многие другие, например социолог П. Сорокин, включая и точку зрения автора, максимально приближаются к научному мировоззрению нашего отечественного физиолога И.М. Сеченова, его учению, по-

учения Г. Гельмгольца и Г. Спенсера, доказал, что мышление вообще развивается из "чувствования", т.е. имеет психическую основу. Взаимозависимость, взаимосвязанность части и целого ученый демонстрирует на примере закономерности прогресса знания как такового: *Прогресс знаний заключается вообще в почти бесконечном разрастании их суммы из сравнительно небольшого числа исходных

корней, то есть в большем и большем расчленении форм,

бывших на

каждой предшествующей ступени более слитными, чем на каждой последующей

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другие статьи:

Педагогическое управление развитием коллектива учащихся в психолого-педагогической теории и практики
Педагогическое управление развитием коллектива учащихся играет важную роль в становлении личности и является как средством, так и условием ее развития. Поэтому все процессы, протекающие в классном коллективе, должны быть не стихийнми, а педагогически управляемыми. Эффективность управления зависит от того, в ...

Основные формы и методы внеклассной работы по географии
Содержание внеклассной работы определяет ее формы и способы проведения. При выборе форм, помимо содержания, во внеклассной работе учитывают возраст школьников, их интересы, уровень подготовки по географии, наличие свободного времени, реальные материальные возможности (например, при организации походов, экспе ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru