Методика обучения грамоте и грамотности на уроках русского языка в начальной школе

Педагогика как наука » Методика формирования орфографической грамотности в начальной школе » Методика обучения грамоте и грамотности на уроках русского языка в начальной школе

Страница 7

Учитель (воспитатель) на этом этапе задает детям 20-30 вопросов. Он не комментирует ответы детей. Задача его, во-первых, — создать условия для извлечения детьми из памяти опыта встречи с тем или иным "объектом мысли" — словом. Во-вторых (это крайне важное условие в обучении) — необходимость создания учебных ситуаций с целью согласования между учениками их понимания значений каждого слова в предложенной мысли. Это объясняется тем, что у каждого из участников занятия на основе личного, имеющегося опыта встречи с тем или иным словом уже закрепилось свое, личностное понимание его значения. Если значение слова, имеющееся у каждого участника, не согласовывать с имеющимися у других и не выбирать из предлагаемого ими же самими "веера значений" именно то значение слова, которое подходит для понимания смысла (в данном случае общего для всех участников), то смысл всего предложения может быть понят противоположно пониманию другого человека или предполагаемому. Таким же образом происходит согласование между учениками их понимания каждого отдельного слова, а также установление отношений, в которых находятся слова, согласование понимания всей мысли. Заметим, это очень важный момент и в понимании смысла, и в развитии мышления вообще.

Следующим этапом в понимании смысла, предложенного детям и выраженного предложением/фразой, является отображение его в детском рисунке. Рисунок в данном случае является не началом обучения изобразительному искусству, а началом обучения письменной речи, предтечей, если можно так выразиться, в овладении детьми буквенной символикой. Факт возникновения и развития письменности из рисуночного письма известен. Кроме того, в период выполнения рисунка, который, повторимся, является в данном случае знаком мысли, ребенок еще раз осмысливает содержание предложения, включает его в собственные мыслительные структуры.

Рисунок также является опорой в озвучивании ребенком своего устного текста. И это является третьим этапом в обучении основам письменной речи. В данном случае, напомним, в качестве примера было предложение: "Я люблю вас всех".

Замечено, отображая рисунком мысль / смысл, ребенок очень быстро, буквально на третьем — пятом занятиях, начинает не просто составлять предложения, отвечать на вопросы, помогая себе раскрывать смысл, он самостоятельно составляет и озвучивает текст, где четко прослеживаются все его признаки и структура. Происходит это не потому, что детей учат составлять текст. Нет. Как раз наоборот, их никто этому не учит. Текст является интерпретацией осмысления смысла, выраженного предложением. Заметим к тому же, рисунок, как показал опыт его использования в таком качестве, является сам по себе возможностью диагностирования не только понимания ребенком смысла, но и возможностью установления его психоэмоционального состояния.

Следует специально остановиться на том, что на каждом занятии детям предлагается для осмысления новое предложение. В разработанном по данному методу "Размышляй-букваре" всего 58 предложений/фраз, рассчитанных на 58 занятий. В основу отбора предложений положена основополагающая, на наш взгляд, в образовании мысль — помочь ребенку познать себя, окружающий мир, установить с этим миром гармоничные отношения. В разделы "О человеке и мире", "Человек и животный мир", "О здоровье и спорте", "О чертах характера, интересах, труде" включены, например, такие темы: "Меня все любят", "В добрый путь1", "Я рисую солнышко!".

В учебно-методический комплект под общим названием "Размышляй-букварь" входят: программа "Учимся думать, правильно читать, грамотно писать", учебник-тетрадь "Размышляй-букварь", сборник упражнений для выработки навыков правильного чтения, грамотного письма, целенаправленного развития мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста "Слоговичок", а также "Методические рекомендации для наставников", которые, в свою очередь, представлены тремя частями в одном издании ("Для бабушек, дедушек, мам, пап .", "Для учителей, воспитателей", "Для преподавателей педвузов, педколледжей").

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Другие статьи:

Средства, развивающие эмоциональную сферу дошкольников с ЗПР в процессе изобразительной деятельности
Группа I Игры с использованием пиктограмм Игра «Добрый и злой» Задача: -учить детей отражать в рисунке состояния радости и злости; -развитие внимания и наблюдательности; -активизация словаря детей. Материал: -портреты доброго и злого волшебников, -незаконченные рисунки на каждого ребенка. Содержание. В групп ...

Методика использования игр-загадок, головоломок, кроссвордов и ребусов в работе с детьми старшего дошкольного возраста, в частности в театрализованной деятельности
Театрально-игровая деятельность детей − это интегрированный вид деятельности. Она включает элементы игровой, художественно-речевой, изобразительной деятельности, которые они объединены единым сценическим решением в кукольном представлении или драматизации. О роли театрального искусства в эстетическом в ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru