Методика обучения грамоте и грамотности на уроках русского языка в начальной школе

Педагогика как наука » Методика формирования орфографической грамотности в начальной школе » Методика обучения грамоте и грамотности на уроках русского языка в начальной школе

Страница 2

где в текст необходимо вставить слова определенной части речи. Например: "Напишите текст под диктовку, вставляя, где нужно, прилагательные". Незаметно прошло (тёплое) лето. По небу поплыли (серые) тучи. Как сквозь сито, засеял из них (холодный) дождь. На поверхности луж плавают (разноцветные) листья.

"Подберите подходящие по смыслу слова. Даны прилагательные: тяжёлый, лёгкий, жаркий, горячий, холодный. Вставить их в предложения".

. сумка оттягивала мне плечо. На небе появилась . туча. По реке скользила . лодка. Летом нужна . одежда. Стояло . лето. Между товарищами разгорелся . спор. С моря дул . ветер. В роднике даже в жару была . вода.

Словарный диктант,

когда ученикам предлагается текст с пропущенными словами. Нужно прочитать, записать, вставляя слова.

Не велик . да краснеет нос. (Мороз) . любит чистоту. (Посуда) Чужбина — калина, родина — . (Малина) . человек добро помнит. (Русский)

Свободный диктант,

суть которого в том, что текст делится на отдельные логические части, состоящие из нескольких предложений. Затем читается и пересказывается весь текст, анализируются изучаемые орфограммы. Далее каждый абзац читается один раз, а учащиеся записывают все, что могли запомнить. Этот вид работы близок к изложению и способствует не только развитию интереса к уроку, но и развитию речи учащихся.

Грамматический разбор (морфологический или синтаксический).

Рекомендуется применять при закреплении материала. Этот вид работы способствует не только развитию интереса к предмету (заглянуть в "недра" слова, предложения), но и развитию мышления и речи.

Использование

деятельностного подхода

при изучении новых тем. Тема: "Склонение существительных". Просклоняйте существительные: сосна, земля, Юра, стол, конь, окно, степь. Какие слова склоняются одинаково? Как эти семь существительных можно разделить на три группы? Какие существительные отнесли к первой группе (1-ескл.), второй группе (2-е скл.), третьей группе (3-е скл.). Обратите внимание на окончание и род имен существительных. Сделайте вывод, какие существительные относятся к 1, 2, 3-му склонениям.

Использование правил-схем

для самостоятельных выводов. Например, при изучении темы "Перенос слова" ученикам предлагаются схемы, по которым самостоятельно или с помощью учителя они делают выводы-правила.

Слово из одного слога не переносится.

Слог из одной буквы не переносится и не остается на строке.

Мягкий знак при переносе не отрывается от слога.

Практические упражнения

с целью закрепления и дальнейшего совершенствования умений и навыков. Упражнения основаны на сравнении и сопоставлении не только изучаемых в данный момент понятий и правил, но и ранее изученных. В этих случаях воспроизведение включает и определенные элементы творчества. Например: на уроке обобщающего повторения по теме "Падежи имен существительных" (IV кл.) учащиеся вспоминают все падежи, вопросы, предлоги. Затем предлагается ответить на вопросы: "В форме каких падежей неодушевленное имя существительное отвечает на один вопрос?", "С какими предлогами имя существительное может употребляться в формах разных падежей?", "С каким предлогом имя существительное может употребляться в форме одного падежа?"

Составление простого плана по содержанию

изученного на уроке материала. Такой план основан на элементарной группировке материала и выделении его основных компонентов. Так, при изучении частей речи получается следующий план-опора:

Часть речи .

Обозначает .

Отвечает .

Например .

По мере изучения этой темы в следующих классах план будет совершенствоваться:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие статьи:

Характеристика современных и традиционных педагогических технологий и их классификация
Проблема различия технологий и методик до сих пор достаточно дискуссионная. Одни ученые полагают, что технология – это форма реализации методики, другие говорят, что понятие технологии шире, чем методика. Поэтому легко спутать эти два понятия. Чтобы этого не произошло нужно знать, что приоритетный вопрос мет ...

Оценки и отметки в учебном процессе
Результаты контроля знаний представлены в форме оценок и отметок. Под оценкой понимают процесс сравнения умений, навыков и знаний с теми эталонами, которые предписаны в учебной программе. Отметкой называют количественную меру оценки, которая обычно выражена в баллах. В отечественной школе принята четырехбалл ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru