Методика обучения грамоте и грамотности на уроках русского языка в начальной школе

Педагогика как наука » Методика формирования орфографической грамотности в начальной школе » Методика обучения грамоте и грамотности на уроках русского языка в начальной школе

Страница 3

Имеет . (постоянные признаки).

Изменяется . (непостоянные признаки).

В предложении выполняет роль . (член предложения).

Задания, основанные на установлении сходства или различия.

В таких работах требуется что-либо найти, назвать, указать, подчеркнуть. При изучении темы "Приставки и предлоги" (III

кл.) ученикам предлагается выписать сначала слова с предлогами, а затем с приставками. Чтобы заинтересовать школьников, проводится игра "Будь внимательным!". Задание такое: "Назовите слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному. (В тексте они подчеркнуты.) Почему? Объясните".

Сугробы снега вьюги намели.

И ворот, как баржа на мели.

Полуторка стоит.

Нуиэвнос,!

Я вышел за ворота, а мороз

Как затрещит — и хвать меня занос!

А стихи и загадки? С ними урок интереснее и понятнее. На занятии по теме "Мягкий знак" можно использовать такие загадки:

В яме спит зимою длинной,

Но чуть –чуть забрезжит свет,

За медком и за малиной

Отправляется… (медведь)

Уж очень вид у них чудной:

У папы локоны волной,

А мама ходит стриженой,

За что она обижена?

Недаром часто злится

На всех мамаша … (львица).

После отгадывания загадок учащиеся отвечают на вопросы: "Какую роль играет мягкий знак в словах-отгадках? Сравните, сделайте выводы о назначении мягкого знака в русском языке".

Все перечисленные виды работ вызывают у школьников желание изучать предмет, видеть в нем необходимость, развивают интерес, потребность в знаниях, а значит, любовь и понимание родного языка.

Смысл в качестве стартовой единицы обучения грамоте

В языковом образовании, по нашему мнению, давно назрела потребность сместить акценты с обучения школьников родному языку в основном как знаковой системы на обучение пониманию детей смыслов, выражаемых, в числе прочих, данной универсальной знаковой системой — естественным языком. Нет необходимости проводить глубокий анализ существующей ситуации в обучении грамоте. Достаточно раскрыть любой из ныне действующих букварей и убедиться, что все они начинают обучение основам письменной речи со звуко/буквы. То есть цель обучения первоначально заключается в потребности детей запомнить, понять устройство самой знаковой системы (в данном случае буквенной символики) и возможностей озвучивания письменной речи, а уже потом переходить к пониманию тех смыслов, которые ею выражены. Причем предполагается, что понимание произойдет само по себе, каким-то чудесным образом. Иными словами, у ребенка изначально не формируется осознание, что данная знаковая система, собственно, для того и создана человечеством, чтобы выражать те смыслы, которые волнуют самого ребенка, взрослых, окружающих его людей, в том числе живших многими поколениями ранее. Кроме того, и само обучение детей знаковой системе (в данном случае письменной речи) начинается с самого мельчайшего элемента ее целостности — с буквы. Думается, более сложного пути в понимании устройства чего-либо просто придумать невозможно. Однако не следует это утверждение воспринимать как критику. Все имеет свою логику и объяснение: данное, сложившееся веками положение в обучении, тоже. Не следует также думать, что существующее положение в обучении грамоте удовлетворяло методику как науку. В истории методики обучения родному языку (в том числе обучению грамоте) и в России, и за рубежом учеными постоянно выражались критические мнения по поводу существующих противоречий. Более продуктивными в поиске решений методических противоречий были вопросы, формулируемые выдающимися учеными, что уже само по себе является ценным, необычайно важным. Известно, верно сформулированный вопрос — уже значительная часть в поиске ответа на него.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другие статьи:

Экспериментальное исследование сформированности экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста
Для более комплексного исследования проблемы экологического образования дошкольников, в работе были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение; педагогический эксперимент. В ходе педагогического эксперимента был использован метод педагогического тестирования. Педагогический экс ...

Современные методы обучения с применением информационных технологий
В 21 веке информационные технологии позволяют расширить границы образования и влияют на качество полученного образования. Качество обучения является одним из факторов, определяющих качество оказываемой помощи медицинскими сестрами, что в свою очередь влияет на экономику здравоохранения и уровень общественног ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru