У детей с дизартрией часто наблюдается значительное нарушение движений пальцев и кистей рук. Ребенок не может самостоятельно одеться, причесаться, действовать с мелкими предметами. Поэтому необходимо систематически проводить упражнения, способствующие формированию разнообразных движений пальцев и кистой рук.
С экспериментальной проводилась системная работа по развитию мелкой моторики.
Все логопедические игры на развитие мелкой моторики представляют собой комплекс упражнений, в который входят: самомассаж кисти и пальцев рук, упражнения на расслабление кисти и пальцев рук, задания на удержание позы кисти рук .
Все упражнения проводились в игровой форме. Их сложность мы выбирали в зависимости от уровня развития мелкой моторики рук ребенка. Были использованы игры и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей, а так же упражнения для мелкой моторики в сочетании с потешками. Для удобства использовались памятки для родителей в логопедических уголках.
Самомассаж кисти и пальцев рук.
Игровой самомассаж мы проводили как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики, так как он является средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг ребенка поступает мощный поток импульсов от мышц и суставов, поступает информация (в речеслуховые, эмоциональные и творческие зоны). Мы стремились к тому, чтобы массаж не вызывал у ребенка неприятных ощущений. Мы использовали следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняли в направлении от кончиков пальцев до запястья. Кроме того, массаж способствует приливу крови к нервным окончаниям, что оказывает положительное воздействие на головной мозг.
Затем проводили следующие виды игровых комплексов пальчиковой гимнастики.
Упражнения на расслабление пальцев и кистей рук:
•“Погладим котёнка” – плавные движения, иллюстрирующие соответствующее действие, выполняли сначала одной рукой, потом другой. (3-5 раз).
•“Весёлые маляры” – синхронные движения кистей обеих рук вверх – вниз с одновременным подключением кистевого замаха (3 раза), затем влево – вправо (3 раза).
Далее дали задания на удержание позы кисти руки:
•“Зайчик” – исходное положение: рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.
•“Кольцо” – исходное положение то же; большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.
•Упражнения в соединении речи с движением.
Также для развития мелкой моторики использовали следующие приемы:
Игры с пальчиками:
• «Пальчики-зайчики» - пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук у детей.
•Определи на ощупь – то, что спрятано в песке.
•«Застегни одежду».
•Снегопад в лесу – на трафарете елки разложить комочки ваты.
•Выкладывание букв из различных материалов.
•Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке.
•Сушка белья – пристегнуть прищепками к веревке носовые платочки.
•Сматывание толстых ниток в клубок.
•Украшение новогодней елки.
Проводили игры с мелкими предметами:
•Аппликации, складывание оригами
•Цветная мозаика.
•Собирание разрезных картинок.
•Найди фигурки в сухом бассейне.
•Игры с карандашом, орехами, крупой; сортировка семечек, собирание их с ковра.
•Игры с карандашом, орехами, крупой; сортировка семечек, собирание их с ковра.
•Заготовка корма для зимующих птиц – рассортировать фасоль и горох
•«Вижу руками – определение на ощупь материалов, из которых сделаны предметы.
•Строитель.
•Чудесный мешочек» – определи на ощупь овощи и фрукты.
•Собери пирамидку.
Работа с продуктивными видами деятельности:
•Благоприятное действие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывают занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, семечек, соломы, бусинок и т.д.).
Другие статьи:
Специфика
внеклассной работы по литературе в 10 классе МСОШ №3, характеристика данного
класса, планирование предстоящего занятия с учетом
особенностей класса
Психолого-педагогическая характеристика класса Городская муниципальная средняя школа № 39, 10 класс "А", социально-экономический профиль, 11 девочек и 5 мальчиков, 14 – 15 лет, смены классного руководителя не происходило. Общая успеваемость в классе выше среднего. До общего уровня не дотягивают 3 ч ...
Формы и методы осуществления воспитания этнической
толерантности в школе
Актуальность воспитания толерантности в современном мире обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего, это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затра ...