Развитие мелкой моторики у детей 6-го года жизни с дизартрией в условиях экспериментального обучения

Педагогика как наука » Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на логопедических занятиях » Развитие мелкой моторики у детей 6-го года жизни с дизартрией в условиях экспериментального обучения

Страница 5

У детей – логопатов нарушена точность движений, снижена скорость выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленно включение в движение, недостаточно развита координация. Пальцевые пробы выполняются неполноценно, наблюдаются значительные затруднения. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Так как развитие речи напрямую зависит от уровня развития мелкой моторики, всё это обуславливает необходимость целенаправленной специальной работы по развитию тонких координированных движений рук.

2. В ходе исследования была теоретически обоснована проблема развития мелкой моторики у детей 6-го года жизни с дизартрией. В практической части работы были выявлены уровни развития мелкой моторики у детей 6-го года жизни с дизартрией; проанализировано состояние работы по развитию мелкой моторики у детей 6-го года жизни. Результаты исследования показали, что развитие мелкой моторики рук отстает от возрастной нормы, так как у 40 % детей был выявлен низкий уровень развития мелкой моторики, у 40% средний уровень и лишь всего у 20% уровень сформированности мелкой моторики рук, у детей 6-го года жизни с дизартрией, соответствует норме.

Для развития мелкой моторики у детей 6-го года жизни с дизартрией нами был разработан и апробирован комплекс логопедических упражнений, в который входят: самомассаж кисти и пальцев рук, упражнения на расслабление кисти и пальцев рук, задания на удержание позы кисти рук, работа с продуктивными видами деятельности.

Игровой самомассаж мы проводили как предварительный этап перед активной гимнастикой, стремились к тому, чтобы массаж не вызывал у ребенка неприятных ощущений. Мы использовали следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняли в направлении от кончиков пальцев до запястья. Затем проводили упражнения на расслабление пальцев и кистей рук, задания на удержание позы кисти руки, упражнения в соединении речи с движением.

После проведения нами обучающего эксперимента, мы выявили, что благодаря проведению системной работы по развитию мелкой моторики в экспериментальной группе по уровню «высокий» стало 60 % детей. По уровню «средний» стало 20% и по уровню «низкий» стало 20% детей. В результате чего можно сделать вывод, проводимая нами системная работа по развитию мелкой моторики у детей 6-го года жизни эффективна при коррекции дизартрии, поскольку у этих детей страдает общая и мелкая моторика, что усугубляет нарушения речи при данной патологии.

Таким образом, нами доказано положительное влияние развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста на результаты коррекционной работы по преодолению дизартрии в процессе логопедической работы. Результаты исследования могут быть использованы логопедами в коррекционной работе по преодолению дизартрии у детей 6-го года жизни.

Картинный материал для исследования статистической координации движений (Задание №1)

«Колечко»

« Ушки у зайчика»

« Коза»

Картинный материал для исследования динамической координации движений пальцев рук

«Кулак - ладонь- ребро» (Задание №2)

«Пальчики здороваются»

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук у детей

Пальчики-зайчики.

Задачи: 1.Стимулировать речевое развитие ребенка.

2.Увеличивать подвижность пальцев рук, развивать их силу и гибкость.

3.Подготовить кисти рук к письму.

Оборудование: пособие О. Емельяновой, кисти рук ребенка.

Пальчиковые упражнения - это не только забавно, но и очень полезно. Играя, малыши развивают речь, общую координацию, совершенствуют мелкую моторику пальцев и кистей рук, подготавливая их к письму, рисованию и игре на музыкальных инструментах. Пальчиковые игры также способствуют своевременному и гармоничному умственному развитию дошкольников и детей младшего школьного возраста. А веселые зайчики на каждом пальчике превратят упражнения в настоящий маленький театр. Прежде чем приступать к игре с ребенком, выполните упражнение сами. После этого пальчиковыми красками нарисуйте на подушечках всех пальчиков правой руки малыша по зайчику или просто скажите ему, что теперь каждый его пальчик - это зайчик. Вот этого (большой пальчик малыша) зовут Коротышка, этого (указательный пальчик) зовут Торопыжка, третьего зайчика зовут Тришка, четвертого (безымянный пальчик) зовут Тишка, а пятого, самого маленького (мизинчик), - Трусишка. Предложите поиграть с зайчиками, покажите ему одно упражнение (прочитайте стишок, сопровождая движениями). После этого снова покажите, прося его повторять за вами и текст, и сами движения. Если это вызывает у малыша трудности, то помогите ему читайте стих и своей рукой загибайте, разгибайте и двигайте нужные пальчики его руки. Повторяйте до тех пор, пока малышу весело.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Письмо как вид речевой деятельности
В отличие от таких видов речевой деятельности, как говорение и слушание, письмо (а также чтение) осваивается человеком в процессе целенаправленного обучения. До сравнительно недавнего времени неумение читать и писать не считалось признаком неготовности ребенка к школе, однако в настоящее время, в связи с нар ...

Диагностика выявления уровня экологических знаний и отношений детей к животным ближнего окружения
Представления Задание 1.1 Цель: выявить характер представлений ребёнка о живом. Используется метод индивидуальной беседы, включающей три части. В первой части беседы выявляются представления ребёнка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма. Для этого дошкольнику пре ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru