Сравнительный анализ программ по МХК с точки зрения новых технологий

Страница 3

Для более яркого и впечатляющего отображения в художественных образах мировоззренческого феномена, стандарт по «Мировой художественной культуре» на профильном уровне предполагает превалирование культурологических подходов с использованием специальной терминологии, связанной, прежде всего со спецификой языка разных видов искусства. В стандарте представлены все значимые культурные ареалы, что способствует выработке эстетической и культурной толерантности, но с акцентом на освоении ценностей европейской цивилизации, к которой принадлежит отечественная культура.

Значительное место в стандарте по «Мировой художественной культуре» на профильном уровне отведено современной художественной культуре, знание и понимание которой способствует самоидентификации молодых людей в современном мире, их успешной адаптации, выбору индивидуального художественного развития и организации личного досуга.

Гуманитарный цикл, включающий историю, обществознание, мировую художественную культуру, дает возможность обобщения знаний учащихся в системе гуманитарной науки. Изучение художественного произведения может быть всесторонним только при раскрытии всех связей между ним и типологической группой произведений, то есть в системе того или иного художественного направления в историческом аспекте, в определённых политических, социальных, экономических условиях.

МХК – предмет, значительную часть которого составляет информационный блок. Формы работы с информацией могут быть различны. Можно выделить два основных подхода: информационно-познавательный и образно-эмоциональный. Оба подхода дополняют друг друга и одинаково важны. Уроки по МХК могут состоять из модулей, которые рассматривают искусство в разных плоскостях. Погружая учеников в различные виды искусства во время урока, можно менять характер этих модулей. Преимущества такой системы в том, что каждый урок оказывается не похожим на другой. Учащиеся знакомятся со стилями в искусстве, изучают новые термины, обсуждают увиденное и услышанное с учителем. Затем ученикам предлагается рассмотреть серию репродукций и высказать свое впечатление от увиденного. Учащимся предлагается прослушать какое-либо классическое произведение и понять, что выражает эта музыка, какие она вызывает ассоциации, и что композитор хотел выразить в ней. В дальнейшем учащиеся записывают, обсуждают высказывания великих философов, писателей, ученых различных времен и народов. Обсуждая их и дискутируя по поводу этих высказываний, учащиеся вырабатывают свой взгляд на мир, жизнь. И, наконец, по репродукциям и диапозитивам учащиеся знакомятся с шедеврами и сдают зачет по итогам года и так далее.

Курс «Проблема человека в художественной культуре» был разработан Ю. Солодовниковым. Общая концепция данного курса строится на положении о том, что художественная культура есть зафиксированный в художественных памятниках эпохи процесс «созидания образа мира в себе», процесс вечного поиска ответа на всеобщий вопрос о смысле жизни. Через мифологическую, религиозную, рациональную и субъективную форму познания можно рассмотреть всё многообразие произведений искусств той или иной эпохи, либо в их синкретизме, либо в их синтезе, как отражение созданного «образа мира в себе». С этих позиций содержание предмета МХК в данном вариативном курсе делает его по отношению к истории, литературе, музыке, изобразительному искусству вполне самостоятельной и независимой дисциплиной.

Вариативный курс «История художественной культуры» в рамках преподавания МХК предназначен в первую очередь для классов гуманитарного профиля. Его цель – дать систематические знания о выдающихся достижениях отечественного и мирового искусства в их взаимосвязи, раскрыть исторические и художественные закономерности культурно-исторического процесса. Название курса отличается от традиционной формулировки «МХК», предложенной Л.М. Предтеченской. Претензия на мировой охват не состоятельна, – считают его авторы, – вне поля зрения оказываются Скандинавия, Юго-Восточная Европа, Африка, Канада, Австралия, Латинская Америка. Нецелесообразно изучение в рамках школьного курса художественной культуры «замкнутых» цивилизаций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другие статьи:

Методические разработки занимательных внеклассных мероприятий по физической географии
В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся, важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеклассной работы. Изучение учащимися географии вне рамок учебного плана и требований школьной программы отличается, прежде всего, от ур ...

Характеристика сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца и педагогов ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru