Сравнительный анализ программ по МХК с точки зрения новых технологий

Страница 2

Курс носит интегративный характер и тесно связан с такими школьными предметами, как история, литература, изобразительное искусство. Все это позволяет установить многочисленные межпредметные связи. Самые тесные связи курс имеет с отечественной и всеобщей историей. Знание межпредметных связей с историей важно потому, что события культурной жизни разворачивались на фоне широких исторических процессов, были инспирированы ими, следовательно, отражают их. Максимальное выявление и умелое использование межпредметных связей позволит повысить эффективность учебной работы, избежать ненужного дублирования. Являясь самой по себе межпредметной дисциплиной, интегрирующей знания, полученные в средней школе на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории, мировая художественная культура не только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но и обусловливает востребованность знаний из математики, физики, химии и прочих областей естествознания. При этом не следует сводить интеграцию до уровня простых иллюстраций. Важно проводить параллели на уровне идейной, идеологической, мировоззренческой общности, сохраняя специфику языка искусства, как в целом, так и по видам искусства. Учитывая мировоззренческий характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. В этом отношении особое место занимает проектная деятельность, которая предполагает интеграцию всего комплекса знаний по мировой художественной культуре и связанных с ней дисциплин, разнообразную деятельность в области применения информационных технологий и главное – создание нового продукта.

В настоящее время разработан интегративный подход к преподаванию мировой художественной культуры в средней школе, реализация интеграции обеспечивается синтезом двух циклов: эстетического и гуманитарного. В эстетическом цикле преподавание осуществляется посредством конкретного вида творческой деятельности.

Интеграционные процессы определяют долгосрочную перспективу развития образования и оказывают существенное влияние на проводимую Министерством образования и науки Российской Федерации образовательную политику. Так, «Базисный учебный план» включает такое дидактическое понятие, как «образовательная область». Образовательная область -это общность нескольких учебных предметов, практиковавшихся ранее независимо друг от друга. Так, дисциплина «Мировая художественная культура» включена в образовательную область «Искусство». Создание единого гуманитарного образовательного пространства стирает границы между предметами, что позволяет рассматривать большее число связей и восстанавливать в сознании учеников единство и целостность изучаемого мира.

Территориальный принцип при распределении материала позволяет отобразить присущую каждому народу систему ценностей, а логика исторического линейного развития от культуры первобытного мира до культуры XX века дает основу для сравнительного анализа различных культур, их «межвременного диалога» при сохранении принципа единства культурных ареалов. Постоянный сравнительный анализ, создающий основу для мобильной системы осмысления феноменов художественной культуры, является главным с методологической точки зрения.

Следуя этой логике, на базовом уровне отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой. Активизация сравнительного ресурса даёт возможность по достоинству оценить масштаб отечественной культуры, её вклад в мировую культуру и общекультурную значимость. Сквозной линией проходит тема «Культурные традиции родного края», которая предполагает изучение регионального варианта культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентацией результатов.

Требования к уровню подготовки на базовом уровне ориентированы на минимум знаний, которым должен владеть учащийся по завершению изучаемого цикла. Они базируются на ключевых образовательных компетенциях, ориентированных на формирование обладающей широким культурным кругозором личности, что позволяет ей ориентироваться в окружающем мире.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие статьи:

Социально-педагогические методики и технологии с педагогически запущенными детьми
Понятие технологии прочно вошло в общественное сознание во второй половине XX столетия. Оно отражает направленность прикладных исследований на радикальное усовершенствование человеческой деятельности, повышение ее результативности, интенсивности, технической вооруженности. Отличие педагогических технологий о ...

Определение понятия способность
Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в эти понятия. Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словар ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru