Другой, менее распространенный, подход к преподаванию МХК – личностно-ориентированный. Его сторонники исходят из понимания мировой художественной культуры как уникального педагогического средства развития личности ученика, становления его ключевых компетенций. Искусствоведческая информация в контексте этого подхода – лишь вспомогательный материал для развития ребенка, а учебники и УМК – базовые инструменты организации самостоятельной продуктивной деятельности учеников, способствующей их творческому становлению и формированию мировосприятия.
Учебники первого типа (условно назовем их «информационными») в изобилии представлены на современном рынке учебных материалов по МХК. Элементы знание-ориентированного подхода можно обнаружить в учебных книгах Г. И. Даниловой и Ю. А. Солодовникова (5-9 классы), Л. А. Рапацкой и Л. Г. Емохоновой (10-11 классы). А вот других, «развивающих», материалов очень немного; к ним отчасти можно отнести учебник В. Г. Маранцмана (5 класс), рабочие тетради Л. М. Ванюшкиной и Л. Ю. Копылова (9 класс), А. Вачьянц (5-9 классы).
Какими же должны быть учебники/учебно-методические комплексы, предназначенные для работы в условиях личностно-ориентированного образования? Безусловно, основополагающими для всех учебных материалов являются «традиционные» дидактические принципы, разработанные несколькими поколениями отечественных педагогов-теоретиков: возрастосообразность, доступность, системность и т.д. Однако, чтобы УМК стал инновационным и способствовал личностному росту и развитию учеников, список требований должен быть существенно расширен. Анализ научной литературы позволил сформулировать следующие требования к «развивающим» учебным материалам:
отбор учебного содержания для всех типов учебных материалов осуществляется с учетом возможности организации экспериментальной работы с материалами; создание условий для предложения учащимися собственных (различных) точек зрения, версий, гипотез и их обоснования; организации экспериментов, исследований, проектных работ;
конструирование учебного материала в логике проблемного обучения, прежде всего, за счет приоритета проблемных познавательных задач, способствующих обучению способам решать этих задач в нестандартных жизненных ситуациях;
междисциплинарный характер учебных материалов – интеграция содержания учебных предметов для интенсификации образовательного процесса, формирования целостных представлений о человеке и окружающем его мире, рассмотрения ключевых проблем с междисциплинарных позиций;
возможность разработки индивидуального образовательного маршрута учащегося на основе его возможностей и склонностей;
открытый характер учебных материалов – возможность быстрой замены устаревающей информации, оптимальное сочетание свободы педагога и учащегося с регламентацией образовательного процесса;
избыточность информации, необходимой для организации образовательного процесса, что позволяет педагогу и учащимся самостоятельно осуществлять выбор необходимых сведений;
стимулирование обращений ученика к иным (внешкольным) источникам информации и способам организации деятельности, не выступающих в качестве «нормативных».
Многим педагогам – как теоретикам, так и практикам, размышляющим о путях модернизации российского образования в целях соответствия его результатов запросам современного общества, – очевидно: разработка и внедрение инновационных учебных материалов, основанных на этих принципах, необходима. И такие материалы разрабатываются, однако примеры реального внедрения учебников и УМК нового поколения единичны.
В чем причины сложившейся ситуации? Отчасти в том, что по-настоящему инновационных учебных материалов пока недостаточно – дело новое, и не всякий автор возьмется за их создание. Во-вторых, уровень компьютерной грамотности педагогического сообщества не всегда соответствует уровню современных цифровых технологий, на которых основаны инновационные материалы. Но важнейшая, на наш взгляд, причина – неготовность участников образовательного процесса к коренной перестройке самого образовательного процесса, а ведь именно этого требуют новые учебные материалы.
Другие статьи:
Дидактическая игра как средство эмоционального
развития
Фундамент теории игры, как важнейшего средства воспитания, в отечественной педагогики заложили исследования К.Д. Ушинского и Е.И. Тихеевой. Широкие воспитательные возможности игры вскрыли исследователи-педагоги Д.В. Менжерицкая, Р.И. Жуковская. Они считают, что изучение развития игры в дошкольном возраста об ...
Анализ прогаммы «Основы здорового образа жизни»
По замыслу разработчиков, она является комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здоровому образу жизни, призвана «позитивно изменить сложившуюся негативную ситуацию поведенческого и ценностного характера» среди подростков и молодежи, так как позволяет «сформировать новое отношение к здор ...