Сравнительный анализ программ по МХК с точки зрения новых технологий

Страница 5

Общение с произведением искусства не терпит суеты. Это общение должно происходить в определенной эмоциональной атмосфере, которая переносит учеников на уроке МХК в «мир красоты искусства». На уроке учитель дает ученику не столько «сумму определенных знаний», сколько заставляет «почувствовать» произведение искусства, «проникая в определенную культурную эпоху, ее настроение». Это вызывает у ученика эстетическое переживание, осознание и ощущение прекрасного, организует «внутренний диалог» с самим собой и с героями произведения. Поэтому учитель должен помочь ребенку не только познать мир и его законы, но и познать собственное внутреннее «я». Для саморазвития ученика, наверное, самое главное- развитие внутреннего мира, чувств и эмоций. Чрезвычайно важно воздействие искусства на неосознанные пласты человеческой психики, на подсознание и надсознание. При этом оно (искусство) незаметно, ненавязчиво и в то же время активно формирует отношение человека к миру.

Для этого учитель на уроке должен создать такой психологический климат, при котором всё разнообразие психических состояний (эмоциональных, волевых и интеллектуальных) регулировалось бы благоприятным воздействием исцеляющей и одухотворяющей силы искусства.

Говоря о применении новых технологий на уроках искусства, хочется отметить, что как и всякое средство, компьютер не является решением всех педагогических проблем, более того, с его применением связаны свои проблемы. Хотелось бы подробнее остановиться на проблеме использования компьютера на уроках художественно-эстетического цикла, в частности, МХК и музыки.

Исходя из целевой направленности предметов искусства, следует то, что педагогу необходимо разумно, методически грамотно применять компьютерные средства обучения на своих занятиях и не забывать, что, на уроках МХК достаточно много времени уделяется музыке как виду искусства. А значит, должна звучать, прежде всего, «живая» музыка, а не разговоры о ней (причем, разговоры далеко не о чувствах, рожденных в процессе слушания и исполнения). Учителя часто забывают о специфике музыки, как вида искусства, а, следовательно, не исходят из особенностей музыкально-художественной деятельности, смыслом которой является создание художественных образов, внутренний духовный диалог с композитором, благодаря чему происходит проникновение в суть музыки и главное – в самого себя. Так, знакомство с опытом работы многих учителей музыки и МХК, использующих на своих уроках компьютер, показывает, что педагоги, к сожалению, так увлекаются электронной презентацией, что доля звучащей музыки на уроке сводится максимуму. Налицо объяснительно-иллюстративный тип обучения – вчерашний день в педагогике, хотя на уроке и используется новое техническое средство обучения.

Таким образом, в настоящее время остро встает проблема реализации идей развивающего обучения в школе и на уроках искусства, в частности, компьютер, который использует учитель в подготовке к уроку и его проведении, должен помогать в реализации, прежде всего, методов не словесно-информативных, а активно-творческих, вытекающих из природы самого искусства. Только активно-творческие, развивающие методы помогут сделать так, чтобы искусство было не отчуждено от ребенка, а стало частью его души.

Наступившая эпоха характеризуется ростом объема информации и коммуникативных связей, что, как следствие, порождает фрагментарность восприятия мира. При правильном методическом подходе к преподаванию предметов искусства у учащихся должна сформироваться целостная картина мира, а не ее фрагменты. В этой связи важно, чтобы информация, которую учитель использует в электронной презентации, была подчинена художественно-педагогической и нравственной идее урока, а не идее накопления знаний из той или иной области искусства.

Курс МХК в школе необходим для того, чтобы познакомить учеников с основными шедеврами художественной культуры, биографиями ее творцов, историей художественных стилей и т.д. Такой подход можно условно обозначить как знание-ориентированный. Его сторонники отдают приоритет трансляции информации от учителя к ученику (возможно, в очень яркой и запоминающейся форме). Незаменимый помощник в этом процессе – «традиционный» учебник, 80% объема которого занимает текст (основное содержание курса), а также вопросы и задания, в основном, репродуктивного характера. Такой учебник для школьника – непререкаемый авторитет, источник знаний, предоставляющий минимум необходимых средств для полного их усвоения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другие статьи:

Урок как целостная система
В условиях существующих организационных форм обучения применяется многообразный арсенал различных методических средств. От формы организации обучения во многом зависит выбор тех или иных источников, из которых учащиеся получают знания. Поэтому одной из важнейших задач методики является разработка форм органи ...

Понятие любви к ребёнку и её значимости в воспитательном процессе в произведении «Как любить ребёнка»
Трудно проводить анализ произведений Януша Корчака, будучи зажатым в рамки требований написания исследовательской работы. Трудно потому, что тот, кто прочёл хотя бы несколько работ этого особенного автора, не мог не заразиться его вольномыслием, его детской непосредственностью при выражении своих идей. Сразу ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru