Сравнительный анализ программ по МХК с точки зрения новых технологий

Страница 5

Общение с произведением искусства не терпит суеты. Это общение должно происходить в определенной эмоциональной атмосфере, которая переносит учеников на уроке МХК в «мир красоты искусства». На уроке учитель дает ученику не столько «сумму определенных знаний», сколько заставляет «почувствовать» произведение искусства, «проникая в определенную культурную эпоху, ее настроение». Это вызывает у ученика эстетическое переживание, осознание и ощущение прекрасного, организует «внутренний диалог» с самим собой и с героями произведения. Поэтому учитель должен помочь ребенку не только познать мир и его законы, но и познать собственное внутреннее «я». Для саморазвития ученика, наверное, самое главное- развитие внутреннего мира, чувств и эмоций. Чрезвычайно важно воздействие искусства на неосознанные пласты человеческой психики, на подсознание и надсознание. При этом оно (искусство) незаметно, ненавязчиво и в то же время активно формирует отношение человека к миру.

Для этого учитель на уроке должен создать такой психологический климат, при котором всё разнообразие психических состояний (эмоциональных, волевых и интеллектуальных) регулировалось бы благоприятным воздействием исцеляющей и одухотворяющей силы искусства.

Говоря о применении новых технологий на уроках искусства, хочется отметить, что как и всякое средство, компьютер не является решением всех педагогических проблем, более того, с его применением связаны свои проблемы. Хотелось бы подробнее остановиться на проблеме использования компьютера на уроках художественно-эстетического цикла, в частности, МХК и музыки.

Исходя из целевой направленности предметов искусства, следует то, что педагогу необходимо разумно, методически грамотно применять компьютерные средства обучения на своих занятиях и не забывать, что, на уроках МХК достаточно много времени уделяется музыке как виду искусства. А значит, должна звучать, прежде всего, «живая» музыка, а не разговоры о ней (причем, разговоры далеко не о чувствах, рожденных в процессе слушания и исполнения). Учителя часто забывают о специфике музыки, как вида искусства, а, следовательно, не исходят из особенностей музыкально-художественной деятельности, смыслом которой является создание художественных образов, внутренний духовный диалог с композитором, благодаря чему происходит проникновение в суть музыки и главное – в самого себя. Так, знакомство с опытом работы многих учителей музыки и МХК, использующих на своих уроках компьютер, показывает, что педагоги, к сожалению, так увлекаются электронной презентацией, что доля звучащей музыки на уроке сводится максимуму. Налицо объяснительно-иллюстративный тип обучения – вчерашний день в педагогике, хотя на уроке и используется новое техническое средство обучения.

Таким образом, в настоящее время остро встает проблема реализации идей развивающего обучения в школе и на уроках искусства, в частности, компьютер, который использует учитель в подготовке к уроку и его проведении, должен помогать в реализации, прежде всего, методов не словесно-информативных, а активно-творческих, вытекающих из природы самого искусства. Только активно-творческие, развивающие методы помогут сделать так, чтобы искусство было не отчуждено от ребенка, а стало частью его души.

Наступившая эпоха характеризуется ростом объема информации и коммуникативных связей, что, как следствие, порождает фрагментарность восприятия мира. При правильном методическом подходе к преподаванию предметов искусства у учащихся должна сформироваться целостная картина мира, а не ее фрагменты. В этой связи важно, чтобы информация, которую учитель использует в электронной презентации, была подчинена художественно-педагогической и нравственной идее урока, а не идее накопления знаний из той или иной области искусства.

Курс МХК в школе необходим для того, чтобы познакомить учеников с основными шедеврами художественной культуры, биографиями ее творцов, историей художественных стилей и т.д. Такой подход можно условно обозначить как знание-ориентированный. Его сторонники отдают приоритет трансляции информации от учителя к ученику (возможно, в очень яркой и запоминающейся форме). Незаменимый помощник в этом процессе – «традиционный» учебник, 80% объема которого занимает текст (основное содержание курса), а также вопросы и задания, в основном, репродуктивного характера. Такой учебник для школьника – непререкаемый авторитет, источник знаний, предоставляющий минимум необходимых средств для полного их усвоения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другие статьи:

Формы адаптации
Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Обычно видна надводная часть айсберга, а это поведение ребенка. Но и поведение приводит взрослых в смятение. А если бы родители знали, что творится в организме и душе ре ...

Реализация требований программы в учебниках английского языка
Объектом нашего сопоставительного анализа стали три учебно-методических комплекса, рассчитанных на младших школьников. Это учебник И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной для II класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, а также 2 учебника англоязычных авторов – «Bravo» Джуди Вест и ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru