Общие подходы к разработке тестов

Страница 5

Время суток, удобное для предъявления тестов

Особое место среди факторов, влияющих на индивидуальную и групповую работоспособность испытуемых, занимает время проведения теста и характер деятельности учащихся до тестирования. Специальные исследования психофизиологов говорят о том, что наиболее благоприятно время с 9 до 12 или с 16 до 18 часов. Поскольку речь идет о тестах школьных достижений, то наиболее приемлемое время проведения тестирования - второй или третий урок первой смены.

Продолжительность корректного использования полученных результатов тестирования

Ещё одним фактором тестирования, связанным со временем, является проблема сохранения во времени выводов, полученных в результате тестирования. Показателем этого фактора в психологии является прогностическая валидность – информация о том, с какой степенью точности мы можем судить о выявленном в результате тестирования качестве спустя определенное время после измерения, то есть определяется временной интервал, в течение которого результаты и выводы могут иметь силу. Опыт говорит о том, что в силу исторически сложившегося отношения к результатам любой аттестации учащихся, педагоги в массовой практике достаточно адекватно оценивают результаты тестирования. Результаты теста фиксируют, как правило, состояние ученика на данный момент времени, через некоторое время результаты ученика могут измениться.

Важный аспект проблемы состоит в том, что оценка по результатам изучения темы как бы присваивается ученику и в дальнейшем, даже если знания ученика по этой теме изменились, а аттестации по ней не предусмотрено, старая оценка остается мерой подготовленности ученика по данной теме. При этом большинство педагогов понимают, что изучение другой темы может дать иные результаты. Со временем, по результатам аттестации, общения, наблюдений у педагога складывается стереотип оценки ученика. Поэтому другие результаты все равно должны укладываться в тот стереотип оценки Учителя, который у него выработался.

В силу высокой динамики выявляемых тестами школьных достижений личных особенностей прогностическая валидность тестов очень невелика.

Для тех тестов, которые используются с целями отбора для продолжения образования, вопрос о прогностической валидности особенно актуален. Использование этих тестов должно обеспечивать достаточно длительный период корректности выводов по ним, соответствующий конкретным срокам обучения. К сожалению, неизвестны случаи определения прогностической валидности для тестов школьных достижений, выполненные в нашей стране. Задача эта не столь сложная, сколь трудоемкая и требует больших временных затрат.

С практической точки зрения, можно порекомендовать использование тестов школьных достижений, для которых не доказана прогностическая валидность, с целью проведения отбора, в комплексе с другими (психодиагностическими и педагогическими) методиками.

Последнее, про что необходимо сказать в связи с рассматриваемым вопросом, это вопрос о феномене контаминации критерия, который представляет собой комплекс явлений, связанных с влиянием информации о результатах тестирования испытуемого на отношение к нему других лиц. Например, если ученик неудачно справился с тестом по отдельному предмету (что говорит о недостаточной подготовке по определенным темам), это в дальнейшем может сказаться на всей учебной деятельности ученика. Возникновение эффекта контаминации после одного тестирования – явление скорее экзотическое. Оно может возникнуть только у человека, свято верящего в тестирование как универсальный и безошибочный способ изучения человека, а таких людей среди педагогов все меньше и меньше. Однако этот эффект, возникающий по результатам нескольких испытаний, более чем реален. К сожалению, вопросы контаминации критерия в образовании изучены достаточно слабо и еще ждут своих исследователей

Страницы: 1 2 3 4 5 


Другие статьи:

Теоретические вопросы исследования степени развития младших школьников
В начале века были сделаны первые попытки экспериментального исследования умственного развития детей. Министерство просвеще­ния Франции заказало известному психологу А. Бине разработку методики отбора детей в специальные школы. И уже с 1908 начинается тестовое обследование ребенка, появляются измерительные ш ...

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р.Е. Л ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru