Новые подходы к адаптации детей раннего возраста

Педагогика как наука » Адаптация дошкольников к условиям детского сада » Новые подходы к адаптации детей раннего возраста

Страница 1

Среди разнообразных подходов к разработке содержания и организации учебно-воспитательного процесса весьма популярна в последнее время модульная технология интеграционного взаимодействия специалистов социального воспитания О.Н. Усановой, применяемая в некоторых детских садах. Сущность ее в том, что специалисты коррекционно-образовательных учреждений осуществляют две социальные роли: педагог и социальный педагог, психолог и социальный психолог, медик и социальный педагог. Таким образом, специалист, выполняя узкопрофессиональные задачи, вынужден вступать в сферу социального взаимодействия не только с воспитанником, но и с его родителями, другими педагогами, работниками учреждения с целью создания комфортных условий для нормальной социализации воспитанника.

Профессионально осуществлять социальное взаимодействие в сфере социального воспитания возможно только при соблюдении трех условий:

интеграции воспитательных и личностных ресурсов каждого специалиста в процессе управляемого профессионального взаимодействия;

координации целенаправленных действий специалистов по созданию комфортной социальной среды на основе индивидуального подхода к воспитаннику;

повышении квалификации специалистов. Разрешить противоречие между узкопрофессиональным характером функционирования специалиста и необходимостью интеграции и координации его деятельности помогает модульный подход.

На основе модульной системы разработана и внедрена технологическая программа адаптации ребенка к условиям детского сада. Дети в детский сад приходят из семей с разной исходной социальной ситуацией развития. Положение осложняется тем, что в саду ежемесячно появляются новые воспитанники, у которых уже трудный жизненный опыт. Временным творческим коллективом из числа специалистов модулей разработана программа адаптации воспитанника к условиям детского сада.

Модульная система предусматривает специальные формы обеспечения: регулярное проведение социально-психолого-педагогических консилиумов, работа учебного заведения в инновационном режиме развития, проведение мероприятий педагогического мониторинга. Мониторинг - одна из форм совместной деятельности специалистов, которые по единой программе проводят тестовые срезы, консультации по интерпретации полученных данных, консилиумы и педагогические советы.

Таким образом, модульная система позволяет реализовать на практике известный педагогический принцип - "единство требований к воспитаннику" в единой развивающей среде .

По мнению Кощеевой для успешной адаптации необходимо:

Правильно организованный приём детей в дошкольное учреждение

Создание эмоционально - благоприятной атмосферы в группе

Работа с семьёй

Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на формирование эмоциональных контактов "ребёнок - взрослый" и "ребёнок-ребёнок".

В настоящее время с целью ранней социализации и адаптации детей во многих детских садах работают группы кратковременного пребывания. Дети вместе с родителями посещают детский сад 1-2 раза в неделю, по 1,5-2часа - 3 часа. Занятия проводятся совместно: дети+родители+воспитатели; дети+воспитатели; родители+воспитатели. Посещая такую группу, дети знакомятся с детским садом, группой, воспитателем. Занятия с родителями позволяют заметить разницу в домашнем и "организованном" воспитании, провести коррекцию до поступлению в детский сад. После посещения группы кратковременного пребывания дети легче адаптируются к дошкольному учреждению .

Психологическая служба в последнее время ведёт себя весьма активно, борясь за каждого ребёнка. В случае необходимости должна проводиться коррекция адаптации. Медико-психолого-педагогическая коррекция нарушений адаптации всегда индивидуальна и должна назначаться педиатром и психологом, а при необходимости - и другими специалистами, к которым ребенок направляется на консультацию. Для ребенка с затрудненной адаптацией к дошкольному учреждению рекомендуется пребывание дома в среду или четверг, индивидуальные занятия с психологом, использование рисования, сказкотерапии и игротерапии для коррекции эмоциональных нарушений. Важную роль в успехе реабилитации таких детей играет семейное психологическое консультирование.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Особенности внедрения проектного метода в ДОУ
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанных на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельност ...

Учебно-исследовательская деятельность шестиклассников
Существенное отличие развивающего обучения на материале математики как обучение математике от традиционного изучения этого предмета в школе авторы экспериментальных программ видят, прежде всего, в том, что: особый способ организации материала и деятельности по его усвоению позволяют формировать у детей содер ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru