Характеристика современных и традиционных педагогических технологий и их классификация

Педагогика как наука » Методика использования инновационных технологий в преподавании курса мировой художественной культуры в средней школе » Характеристика современных и традиционных педагогических технологий и их классификация

Страница 1

Проблема различия технологий и методик до сих пор достаточно дискуссионная. Одни ученые полагают, что технология – это форма реализации методики, другие говорят, что понятие технологии шире, чем методика. Поэтому легко спутать эти два понятия. Чтобы этого не произошло нужно знать, что приоритетный вопрос методики – «как», а технологии – «как это сделать оптимально». Методика преподавания и технология преподавания определенной дисциплины – часто употребляются как синонимы: разница между ними заключается прежде всего в расстановке акцентов. В технологии более представлена целевая, процессуальная, количественная и расчётная компоненты. Идеальная технология обладает жестко определенной системой предписаний, гарантировано ведущих к цели. В методике представлена содержательная, качественная и вариативная стороны. Методика предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, а следовательно, и не предполагает гарантированности достижения цели, т.е. даже идеальная методика не обладает высокой инструментальностью.

Идеальная технология и идеальная методика бывают очень редко, любая дидактическая (педагогическая) система в зависимости от уровня ее инструментальности может быть ближе либо к технологии (высокий уровень инструментальности), либо к методике (низкий уровень инструментальности).

Инструментальность педагогических технологий – это проработанность и алгоритмизация конкретных действий (начиная с постановки целей), определенность и четкость этапов, шагов, операций, ведущих к цели. Только в таких случаях обеспечиваются воспроизводимость технологии и гарантированность результата.

Степень инструментальности может являться признаком приближения дидактической системы либо к технологии, либо к методике.

Но картина взаимосвязи терминов «методика» и «технология» осложняется тем, что термин «методика» имеет множество значений, отличающихся по уровню и области применения.

Методика преподавания учебной дисциплины содержит большое количество модульных и локальных методик. Всё это существующее разнообразие приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии – в состав методик обучения.

Понятие «технология» раньше относилось к сфере промышленного производства и обозначало систему взаимосвязанных способов обработки различных материалов и приемов изготовления того или иного вида продукции.

В кратком словаре иностранных слов дано определение: «Технология (греч. techne мастерство + logos учение) – совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, а также самые процессы, при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта». Как видим, это понятие рассматривается в контексте промышленного производства.

В еще более узком производственном контексте это понятие раскрыто в энциклопедическом словаре: «Технология – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки – выявление физических, химических, механических и др. закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов».

Однако, несмотря на столь узкий производственный контекст понятия «технология», заметим, что определяющим признаком данного понятия является совокупность («совокупность знаний о…», «совокупность методов…»). В определениях понятия «педагогическая технология» данный признак также является приоритетным. Так, в Российской педагогической энциклопедии «педагогическая технология» трактуется как «совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели.

В педагогической литературе встречаются несколько определений понятия «педагогическая технология». Г.М. и А.Ю. Коджаспировы дают следующее определение: «Новое (с 50-х годов) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов. Представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности. Воспитанники и сама деятельность представлены процедурно, т.е. как определенная система действий, разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат».

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Система педагогической работы, направленная на развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста
Цель формирующего этапа эксперимента – разработка и апробация системы работы по развитию чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. Задачи формирующего эксперимента: Подобрать дидактические игры и игры-упражнения для развития различных видов времени (физического, психического, художественного); П ...

Дерево мероприятий
Дерево мероприятий для подцели «Разработка законодательства, государственных программ» Критерии, которые необходимо брать в учет при взвешивании альтернатив: -эффективность варианта; -сложность реализации варианта; -затраты времени на подготовку варианта; -денежные затраты на реализацию варианта. Расчет весо ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru