Новые подходы к адаптации детей раннего возраста

Педагогика как наука » Адаптация дошкольников к условиям детского сада » Новые подходы к адаптации детей раннего возраста

Страница 4

Эмоционально-поведенческие реакции. Контроль проводит педагог-воспитатель в ясельных группах ежедневно, а у дошкольников - 1 раз в 3 дня (то есть на 3-й, 6-й, 9-й и т.д. дни пребывания в ДОУ). Оцениваются следующие поведенческие реакции: снижение настроения, социальные контакты, игровая и познавательная деятельность, выполнение дисциплинарных требований, наличие агрессии, страха, двигательная активность, сон, аппетит. Разработаны специальные шкалы для оценки этих реакций в баллах, однако для упрощения оценки можно пользоваться отметками "отклонений не выявлено", "отклонения незначительные", "отклонения умеренно выражены", "отклонения сильно выражены". После каждой оценки воспитателя медицинская сестра анализирует результаты, выявляет детей, имеющих отрицательные оценки или их значительное снижение, и информирует об этом педиатра и психолога.

Пограничные нервно-психические расстройства, невротические реакции (беспричинные боли в животе, энурез, нарушение сна, тики, сосание пальца, обгрызание ногтей, страхи). Их активное выявление проводится воспитателями, наблюдающими за детьми, и по результатам анкетирования родителей. Для этого разработан специальный опросник для родителей [Приложение].

Динамика нервно-психического развития (используется у детей ясельного возраста; проводится педиатром или психологом 1 раз в неделю).

Динамика массы тела. Взвешивание проводит медицинская сестра у детей ясельного возраста 1 раз в 3 дня, у дошкольников - 1 раз в неделю.

Динамика уровня гемоглобина. Проводится по назначению педиатра в лаборатории поликлиники.

Частота острых респираторных заболеваний и обострений хронических болезней. Учитывается медицинской сестрой на основании данных справок о перенесенных заболеваниях.

Медицинская сестра детского сада еженедельно должна анализировать листы адаптации и выделять детей, имеющих отклонения по вышеперечисленным критериям. Эти дети консультируются педиатром и психологом, а по показаниям - и другими специалистами. Оценку течения адаптации детей в саду проводит педиатр. Адаптация считается благоприятной, если эмоционально-поведенческие реакции были слабо выраженными и нормализовались в течение 20 дней у дошкольников и 30 дней - у детей ясельного возраста; невротических реакций не наблюдалось или они были слабо выраженными и прошли в течение 1-2 недель без специальной коррекции, потери массы тела не наблюдалось; за период адаптации у дошкольника не было простудных заболеваний, а ребенок раннего возраста перенес не более одного простудного заболевания в легкой форме.

Условно благоприятной считается адаптация с умеренно выраженными эмоционально-поведенческими реакциями и симптомами невротизации, потребовавшими коррекции, с потерей массы до 150 г, падением гемоглобина до 115 г/л, 1-2 простудными заболеваниями в легкой форме. У детей раннего возраста допускается временный регресс нервно-психического развития не более чем на 1 эпикризный срок. Продолжительность адаптационного периода - не более 45 дней для дошкольников и 75 дней для детей ясельного возраста. В случае более выраженных изменений или затягивания сроков адаптации ее течение оценивается как неблагоприятное.

В процессе адаптации особенно важна роль психологической службы детского сада. Симптомы детского неблагополучия выявляются с помощью:

методики одномоментных срезов структуры группы;

методики хронометрированных наблюдений;

социометрической методики (дошкольный вариант);

оценочной методики,

методики исследования уровня притязаний:

анкетирования.

Анкетирование родителей, воспитателей, а также опросниками для детей выяснились объективные условия воспитания ребенка в семье (образование родителей, их профессии, жилищные условия и т. и.). С помощью этого метода были получены и другие качества личности ребенка, его интересы и успехи в различного рода деятельности .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другие статьи:

Эстрадная музыка как сфера проявления музыкально-творческих способностей
Эстрада — вид сценического искусства, подразумевающий собой как отдельный жанр , так и синтез жанров: пение, танец, оригинальное выступление, цирковое искусство, иллюзии. Эстрадная музыка — вид развлекательного музыкального искусства, обращенный к самой широкой слушательской аудитории. Наибольшее развитие да ...

Познавательные процессы школьников как факторы совершенствования педагогического процесса
Педагогический процесс, в силу своего содержания образовательной программы, емкости, структуры, требует много усилий и труда со стороны не только учителей, но и учеников. Учебная деятельность задействует возможности и познавательные особенности психики школьника в различных сферах. Так, например, ощущение мо ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru