Новые подходы к адаптации детей раннего возраста

Педагогика как наука » Адаптация дошкольников к условиям детского сада » Новые подходы к адаптации детей раннего возраста

Страница 6

Анализ литературы и наблюдения за детьми показывают, что адаптация к детскому саду - это сложный процесс, сопровождающийся для ребенка стрессом и другими негативными последствиями, поэтому именно в этот период любимая игрушка может выступить как фактор, сглаживающий процесс адаптации.

С целью облегчения процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению была разработана методика "Сказка".

Каждый ребенок дома самостоятельно выбирал любимую игрушку, которую он должен был принести в группу. При этом родители говорили детям приблизительно следующее: "Малыш (обращение к ребенку, которое чаще всего используется дома), ты подрос и теперь стал почти совсем взрослым, теперь ты пойдешь в детский сад. А вместе с тобой и выросла твоя любимая собачка (мишка, зайка и так далее), поэтому она тоже будет с тобой ходить в детский сад. Хорошо?". Далее психологом были составлены "сказки про любимую игрушку", которые раздавались родителям для каждодневного рассказывания детям непосредственно по дороге в детский сад. В течении 30 дней с момента поступления ребенка в группу детского сада 1 раз в день (во второй половине дня) задавались вопросы: "Как твоей игрушке, нравится в детском садике? Как она себя чувствует? Ей грустно или весело? Чем она сегодня занималась?" Все беседы с детьми проводились индивидуально. Помимо этого, проводились наблюдения за тем, когда дети обращаются к игрушке, как часто и в какие моменты. Все наблюдения заносились в протоколы.

Из всей группы 91% детей (20 человек) выбрали мягкую игрушку, один ребенок принес пластмассового зайчика и один мальчик принес трактор, в котором, по его словам, "Папа едет". По мере прохождения адаптационного процесса отношения к игрушкам у детей менялось. Они начинали давать эмоционально положительные ответы на вопросы о любимой игрушке: "Ей хорошо", "Нравится в садике", "Нравится с ребятками играть", "Мой Мишка уже не плачет". Дети стали охотнее делиться игрушками со сверстниками, позже практически перестали обращать внимание на то, что кто-то из детей взял их любимую игрушку, чаще забывать её в группе на время музыкальных или физкультурных занятий, прогулок, реже обращаться к ней во время расставания с родителями. Дети стали больше обращать внимание на другие игрушки в группе.

Исследования по методике "Сказка" показали, что присутствие любимой игрушки необходимо детям раннего возраста в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению и, особенно, для тех, у кого этот процесс происходит длительное время и носит болезненный характер.

На основе наблюдений за взаимодействием детей раннего возраста с любимой игрушкой были выделены следующие функции:

1. Игрушка выполняет функции психологической защиты для ребенка. В период обиды на других детей или взрослых, когда ребенку особенно необходимо, чтобы его кто-то обнял, пожалел: 27 % всей группы детей обращается к любимой игрушке и 100% тяжело адаптирующихся детей к дошкольному образовательному учреждению.

2. Любимая игрушка выполняет функции партнера по общению. В первые дни пребывания в детском саду игра, общение со сверстниками или взрослыми отсутствует из-за процесса адаптации и мягкая игрушка, принесенная из дома, является единственным давно знакомым "другом". Близость такого друга облегчает малышу переживание опасности или одиночества, даёт ощущение своей нужности и самостоятельности.

3. Игрушка выполняет функции посредника между взрослым и ребенком, помогает установить эмоционально положительный контакт с ребенком. Детям, у которых процесс адаптации к ДОУ носит продолжительный и болезненный характер особенно тяжело выступать инициатором общения, поэтому в качестве предмета общения они выбирают любимую игрушки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другие статьи:

Опыт организации внеклассного мероприятия по литературе в 10 классе МСОШ №3
Сочтя, что коллектив класса, судя по психолого-педагогической характеристике, достаточно сильный и в отношении эмоционального состояния, и в знании практически всех предметов, я решила использовать следующий сценарий для проведения внеклассного мероприятия по литературе. Вопросы в игре достаточно сложные, тр ...

Применение микрокалькуляторов в начальных классах
Сегодня микрокалькулятор является одним из важнейших средств обучения. Многие авторы учебников активно включают работу с ними в содержание курса математики: Н.Б. Истомина, В.Н. Рудницкая, А.Л. Чекин, М.И. Моро и др. Однако очень часто и педагоги, и родители относятся к нему с большим недоверием. Аргумент дос ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru