4. Любимые игрушки детей помогают им обрести чувство Я и осознать свои переживания. Дети с трудной адаптацией к ДОУ приписывают ей свое эмоциональное состояние: "Ей грустно", "Она плачет", "Мишка ждет папу". Именно со своими зайцами, мишками и лисичками дети проигрывают и переживают все, что с ними происходит: сон, кормление, игра, ожидание родителей и так далее. Дети раннего возраста часто наделяют любимую игрушку своими чертами и "отдают" ей свои переживания.
Таким образом, введение любимой игрушки в процесс адаптации к дошкольному образовательному учреждению помогает ребенку преодолеть различные негативные переживания, свойственные детям в данный период (страх, одиночество, разлуку с родителями, изменения обстановки и режима дня). Ежедневное присутствие любимой и давно знакомой игрушки смягчает прохождения процесса адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ и дает ребенку чувство защищенности и безопасности .
В последние годы стали применять метод "песочной терапии", согласно которому первые контакты детей происходят в песочнице. Идею "терапии песком" предложил швейцарский психолог и философ К.Г. Юнг, основатель аналитической терапии.
Таким образом, современная педагогика предлагает множество методик успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья.
На характер адаптации ребенка влияют:
1) Уровень психического развития ребенка.
2) Взаимоотношения ребенка с матерью.
Период адаптации к изменению микросоциальных условий, в том числе при поступлении в дошкольное учреждение - сложный, своеобразный критический период в жизни ребенка, который определяется переживаемым психологическим и биологическим стрессом. Наиболее актуальна проблема адаптации у детей раннего возраста, часто болеющих, перенесших перинатальную гипоксию, которые характеризуются несовершенством, незрелостью адаптационных механизмов и иммунной системы. Адаптация у таких детей нередко протекает в виде "адаптационной болезни" с выраженными поведенческими, сомато-вегетативными нарушениями и снижением резистентности, что обусловливает значительное возрастание восприимчивости в этот период к вирусно-бактериальным инфекциям.
Личность - сложная структура уже на уровне дошкольного возраста, наиболее плодотворным ее исследование может быть лишь при наличии комплексного подхода к ней. Осуществить такой подход нам помог комплекс различных социально-психологических методов, а также ряд других приемов и методов, позволивших анализировать особенности развития личности ребенка в трудных, неблагоприятных условиях.
К биологическим факторам анамнеза относят:
заболевания матери во время беременности и родах,
заболевания малыша в период новорожденности и до поступления в ДДУ.
К социальным факторам анамнеза относят:
неправильный режим дня ребенка;
недостаточный дневной и ночной сон;
Другие статьи:
Общая характеристика взаимоотношений младшего школьника
Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека. В этот период времени ведущей для личности становится учебная деятельность. Младший школьник как субъект учебной деятельно ...
Ритм – источник гармонии
Организация здорового ритма жизни группы, повторяющегося ежедневно, - непременное условие гармоничного развития. Согласно теории Р. Штайнера «ритм является носителем здоровья». Ритм дня составляют чередование фаз «вдоха» и «выдоха». Фаза «выдоха» - свободное творческое раскрытие сил ребенка в игре, - сменяет ...