Методические приёмы и средства формирования хронологических представлений младших школьников

Педагогика как наука » Методы и приёмы формирования хронологических представлений младших школьников » Методические приёмы и средства формирования хронологических представлений младших школьников

Страница 1

В методике разработаны рекомендации по формированию у младших школьников представлений о линейности, необратимости, значительной протяженности исторического времени. Остановимся на некоторых из них.

Важнейшим приёмом обучения является использование меловой «линии времени». Давно замечено, что детям гораздо легче понять измерение пространства, чем измерение времени. «Расстояние становится понятным ребёнку потому, - пишет методист В. Г. Кравцов, - что он имеет в своём жизненном опыте определённый масштаб для его измерения (это далеко, а это близко; это так же далеко, как дойти до следующей улицы, и т.п.». Учитывая этот фактор, учитель на доске мелом рисует линию от одного края доски до другого и указывает стрелкой направление движения времени. «Условимся считать, что время движется слева направо (для детей это направление движения естественно, поскольку оно соответствует направлению письма)», - говорит учитель и откладывает на «линии времени» текущий год, например 2009-й. Далее он может указать даты рождения детей, даты важнейших исторических событий, известных детям, например Великой Отечественной войны. В результате у ребёнка сформируется представление о протяженности времени, Что является очень важным на первоначальном этапе.

Далее изучение проходит на специальном уроке, посвящённому счёту лет в истории.

Пример: Вариант урока предлагаемый известным российским методистом Г. И. Годером.

Основной материал урока состоит из двух частей.

1.Возникновение счёта во времени по годам.

2.Происхождение и сущность нашего летоисчисления.

В первой части урока учащиеся познакомились с точками отсчёта летоисчисления Древнего Египта и Древнего Рима.

Учитель побуждает их осознать, что в нашем летоисчислении существует некая точка отсчёта: «От какого события мы ведём счёт?». Учитель рассказывает, что счёт лет, которым мы пользуемся, связан с верой в Бога. Сказания о Христе создавались свыше 2 тыс. лет назад. Через н7есколько лет вера в Христа распространилась во многих странах. А один из верующих (настоятель одного из монастырей в Риме Дионисий Малый) решил заменить диоклетианову эру христианской. На основе евангельских легенд он «установил» год рождения Христа - 753 г. от основания города Рима – и предложил вести счёт лет от этой даты. «Пусть год рождения Христа будет первым годом, - рассуждал он, - следующий вторым и т. д.». Такой счёт лет постепенно был принят в разных странах. В нашей стране он принят со времени Петра I, т.е. свыше 300 лет назад.

- Что произошло, по мнению верующих, 2006 лет тому назад? – спрашивает учитель.

- Родился Христос, - отвечают учащиеся.

Далее учитель объясняет, почему мы пользуемся христианским летоисчислением.

Затем учитель говорит, что «время с первого года до наших дней мы называем нашей эрой». На «линии времени» отмечается начало нашей эры. Затем вводятся понятия «век», «тысячелетие» и учитель проводит работу по закреплению понятия «наша эра» посредством хронологических задач.

Учащиеся зачастую испытывают трудности при определении, к какому веку относится год, поэтому здесь может быть использован непосредственный опыт детей: они знают, что если им исполнилось 9 лет, то идёт 10-й год. Точно также происходит и с историческими событиями: если Куликовская битва произошла в 1380 г., то это уже XIV в.

Для закрепления знаний по летоисчислению уместно на протяжении нескольких последующих уроков задавать вопросы следующих типов:

1.Сколько лет (веков, тысячелетий) назад произошло событие?

2.В каком веке (какой половине века, в начале или в конце века) произошло событие?

3.Какое из двух событий произошло раньше? На сколько раньше?

4.Какой год предшествовал такому-то году до нашей эры? Какой год следовал за ним?

5.Сколько лет длилось событие, если…?

Можно использовать и другие приёмы, например: рисование в рабочих тетрадях «реки Истории» с условными датами-корабликами, плывущими в одном направлении; создание иллюстрированной «ленты времени» на длинном листе ватмана с цифровым обозначением веков и силуэтными аппликациями наиболее ярких фактов; синхронистические комплексы, отражающие события, происходившие в одно и тоже время в разных частях света.

Параллельно с формированием элементарных представлений об основных свойствах исторического времени на первых уроках пропедевтики начинается ознакомление школьников с основными хронологическими понятиями: единицы времени (год, век, тысячелетие), високосный год, эра, календарь, эпоха, наша эра, до нашей эры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Методика применения «опорных конспектов» в общеобразовательной школе
Понятие опорного конспекта прочно вошло в педагогическую литературу, начиная с работ донецкого учителя-новатора Шаталова. Здесь опорный конспект по физике понимается расширительно в той мере, в какой он может заменить минимальный конспект для учащихся. Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в к ...

Формы адаптации
Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Обычно видна надводная часть айсберга, а это поведение ребенка. Но и поведение приводит взрослых в смятение. А если бы родители знали, что творится в организме и душе ре ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru