Спецкурс "Учимся жить дружно"

Страница 1

В своем исследовании мы исходили из предположения, что для гармонизации отношений в классе, формирования благоприятного психологического климата целесообразно организовать спецкурс, который мы назвали "Учимся жить дружно". На занятиях учащиеся овладеют информацией об особенностях человеческого общения, человеческой личности, взаимооценок и т. д. Также, используемые на занятиях упражнения направлены на создание у ребят позитивного коммуникативного опыта, выработку умений толерантного общения, принятие, понимание окружающих.

Занятия не включают в себя таких упражнений, проведение которых требует от организатора социального психологического образования. Они доступны в использовании их классным руководителем или другим педагогом при определенной степени их подготовленности. Это значительно облегчает включение данного спецкурса в ОВП школы и практическое его использование.

Важное значение имеет выполнение ведущим этических правил групповой работы, а также соблюдение основных ее принципов:

-Предоставление учащимся полной информации о работе группы, ее целях, задачах, планируемой работе, требованиях, предъявляемых к участникам. Следует рассказать о том, что может происходить на спецкурсе;

-Конфиденциальность. Все о чем говориться на спецкурсе относительно конкретных участников должно остаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Также следует объяснить, что в особых случаях ведущий может выносить информацию за пределы группы (для сохранения благополучия участников спецкурса);

-Принцип добровольности. Члены группы могут не принимать участие в тех или иных упражнениях и ведущий должен уважительно относиться к их выбору, защищать от возможного давления со стороны группы;

-Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности - определенная открытость окружающим людям. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Естественно в начале работы спецкурса этого добиться невозможно, более того, нет необходимости всегда настаивать на полном самораскрытии всех участников, но каждый участник группы должен чувствовать себя защищенным и иметь право раскрыться в той мере какой он считает нужным на данный момент;

-Принцип "здесь и теперь". Важно чтобы разбирались процессы мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участники приучают сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время, привыкают считаться с особенностями настроения других, развивается умение слышать и слушать. Рефлексия помогает лучше понять себя, свой внутренний мир, свои поступки.

Особое значение имеет расположение участников. Наиболее оптимальная форма - круг, так как он создает возможность равенства всех участников занятия (в том числе равенства школьников с педагогом). Круг увеличивает взаимное эмоциональное заражение; при таком расположении участники обращены друг к другу лицами - самой эмоциогенной частью тела. Круг создает педагогу возможность более легкого отслеживания разворачивающихся процессов.

Каждое занятие состоит из трех частей.

1. Разминка. Включает в себя ряд заданий, упражнений, направленных на создание атмосферы открытости и внимание, видения, слышания друг друга. Упражнения носят психофизический характер, т. е. включают в той или иной мере физические действия, движения. Такое "физкультурное" начало позволяет уменьшить зажатость участников, а телесные взаимодействия - похлопывания друг друга, прикосновения друг к другу - включают на телесном уровне возможность объединённости, общности, сплочения.

2. Основное содержание занятия. Эта часть отражает цели занятия и включает и включает в себя лекции, игры, упражнения задания помогающие понять и усвоить тему занятия. Каждое упражнение после проведения совместно обсуждается, анализируется. На обсуждение, как правило, выносятся ощущения, чувства школьников связанные с их действиями и мыслями по поводу своих действий. В зависимости от задач упражнений, атмосферы на занятии в анализе высказываются все или только желающие. Ведущий может побуждать к высказыванию, но не настаивать, не требовать, не "продавливать".

3. Итоговая рефлексия. В конце каждого занятия учащиеся делятся своими впечатлениями, мнениями относительно темы и занятия в целом, своим настроением.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Специфика формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения
Особую значимость для поиска структуры и содержания педагогической культуры мастера имели работы П.Л. Чаадаева по вопросам становления российского самосознания, исследования Н.Я. Данилевского, К.Д. Кавелина, А.Н. Лыплина, Н.С. Тихонравова, идеи известных мыслителей России Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.В. ...

Основные изменения в системе образования согласно Болонской системе
-12 летние школьное образование; -три ступени высшего образования: бакалавриат (4 года), магистратура (2 года), докторантура ( 3года). - академическая мобильность студентов. Возможность перехода из одного вуза в другой с целью обмена опытом и получения дополнительных знаний не доступных в своем вузе. -способ ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru