Спецкурс "Учимся жить дружно"

Страница 1

В своем исследовании мы исходили из предположения, что для гармонизации отношений в классе, формирования благоприятного психологического климата целесообразно организовать спецкурс, который мы назвали "Учимся жить дружно". На занятиях учащиеся овладеют информацией об особенностях человеческого общения, человеческой личности, взаимооценок и т. д. Также, используемые на занятиях упражнения направлены на создание у ребят позитивного коммуникативного опыта, выработку умений толерантного общения, принятие, понимание окружающих.

Занятия не включают в себя таких упражнений, проведение которых требует от организатора социального психологического образования. Они доступны в использовании их классным руководителем или другим педагогом при определенной степени их подготовленности. Это значительно облегчает включение данного спецкурса в ОВП школы и практическое его использование.

Важное значение имеет выполнение ведущим этических правил групповой работы, а также соблюдение основных ее принципов:

-Предоставление учащимся полной информации о работе группы, ее целях, задачах, планируемой работе, требованиях, предъявляемых к участникам. Следует рассказать о том, что может происходить на спецкурсе;

-Конфиденциальность. Все о чем говориться на спецкурсе относительно конкретных участников должно остаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Также следует объяснить, что в особых случаях ведущий может выносить информацию за пределы группы (для сохранения благополучия участников спецкурса);

-Принцип добровольности. Члены группы могут не принимать участие в тех или иных упражнениях и ведущий должен уважительно относиться к их выбору, защищать от возможного давления со стороны группы;

-Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности - определенная открытость окружающим людям. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Естественно в начале работы спецкурса этого добиться невозможно, более того, нет необходимости всегда настаивать на полном самораскрытии всех участников, но каждый участник группы должен чувствовать себя защищенным и иметь право раскрыться в той мере какой он считает нужным на данный момент;

-Принцип "здесь и теперь". Важно чтобы разбирались процессы мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участники приучают сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время, привыкают считаться с особенностями настроения других, развивается умение слышать и слушать. Рефлексия помогает лучше понять себя, свой внутренний мир, свои поступки.

Особое значение имеет расположение участников. Наиболее оптимальная форма - круг, так как он создает возможность равенства всех участников занятия (в том числе равенства школьников с педагогом). Круг увеличивает взаимное эмоциональное заражение; при таком расположении участники обращены друг к другу лицами - самой эмоциогенной частью тела. Круг создает педагогу возможность более легкого отслеживания разворачивающихся процессов.

Каждое занятие состоит из трех частей.

1. Разминка. Включает в себя ряд заданий, упражнений, направленных на создание атмосферы открытости и внимание, видения, слышания друг друга. Упражнения носят психофизический характер, т. е. включают в той или иной мере физические действия, движения. Такое "физкультурное" начало позволяет уменьшить зажатость участников, а телесные взаимодействия - похлопывания друг друга, прикосновения друг к другу - включают на телесном уровне возможность объединённости, общности, сплочения.

2. Основное содержание занятия. Эта часть отражает цели занятия и включает и включает в себя лекции, игры, упражнения задания помогающие понять и усвоить тему занятия. Каждое упражнение после проведения совместно обсуждается, анализируется. На обсуждение, как правило, выносятся ощущения, чувства школьников связанные с их действиями и мыслями по поводу своих действий. В зависимости от задач упражнений, атмосферы на занятии в анализе высказываются все или только желающие. Ведущий может побуждать к высказыванию, но не настаивать, не требовать, не "продавливать".

3. Итоговая рефлексия. В конце каждого занятия учащиеся делятся своими впечатлениями, мнениями относительно темы и занятия в целом, своим настроением.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Качество образования за рубежом
Высшие учебные заведения создают свои системы гарантий качества образования, основанные на соответствии их учебных программ, материальных ресурсов, научно-методического обеспечения, кадров и структуры управления определенным требованиям, предъявляемым со стороны общества, личности и государства. В мировой пр ...

Значение медицинской сестры - менеджера в организации работы "Школ здоровья"
На возрастающую роль сестринского персонала в решении проблем национальных служб здравоохранения неоднократно указывалось в программных документах ВОЗ. Как отмечает исследовательница и пропагандистка сестринского дела, много лет проработавшая на посту регионального советника ВОЗ в Европе, Дороти Холл, " ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru