Когда социальный педагог спрашивает родителей, что им нравится в их детях, это порой воспринимается ими как одно из редких проявлений интереса со стороны окружающих не к порокам, а к достоинствам их ребенка. Во-вторых, такая информация помогает разрабатывать и отслеживать индивидуальные реабилитационные планы. В-третьих, тем самым проявляется уважение к родителям и создается атмосфера доверия — залог успешной коммуникации.
Следует поощрять родителей обмениваться знаниями, признавать успехи ребенка, понимать важности тех или иных занятий, проявлять инициативу. Если эксперт злоупотребляет своей позицией, подчеркивает свою важность, предпочитает одностороннюю передачу знаний, существует риск увеличения зависимости от него родителей, снижения их самостоятельности и уверенности в себе. Социальный работник должен в известной мере делиться своими чувствами, демонстрировать открытость, тогда и родители не будут испытывать стесненность в его присутствии. Разумеется, родителям и команде специалистов следует совместно принимать решения.
В силу опыта, образования и тренинга специалист по социальной реабилитации при
установлении партнерства с родителями детей-инвалидов должен:
• избегать униформности и приветствовать разнообразие, слушать, наблюдать и достигать договоренности;
• спрашивать столь же часто, как спрашивают его, проявлять искренность, чтобы установить доверительные отношения с родителями;
• давать необходимые объяснения.
Можно наметить, пять тактик работы с родителями в зависимости от того, как взаимодействует социальный работник с одной семьей или с группой родителей — напрямую или опосредованно, развивается ли сеть контактов между семьями, которые в этом случае могут иногда оказывать поддержку друг другу и без участия социального работника. Рассмотрим эти тактики.
1. Непосредственная работа с конкретной семьей
• Социальный педагог (или другой специалист) наносит визит семье и в ходе его:
- обращает внимание на внешнее состояние и окружение дома, подъезда, квартиры;
- старается увидеться не только с матерью, но и с отцом, другими детьми и взрослыми членами семьи;
- интервьюирует родителей о потребностях, проблемах и ресурсах;
- интересуется внешкольными занятиями ребенка (если тот достиг школьного возраста);
- отвечает на вопросы родителей;
- наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обучают и развивают его;
- демонстрирует стратегии поведения, обучения, решения проблем;
- снимает на видеопленку общение родителей с ребенком, затем анализирует результаты;
- демонстрирует родителям видеофильм,
чтобы обсудить и проанализировать увиденное вместе.
• Родители наносят визит социальному педагогу (или другим специалистам) и в ходе его наблюдают, как специалист обращается с ребенком.
Социальный педагог:
организует консультацию с представителями других служб, если это необходимо ему для лучшего понимания и решения проблем или если это может помочь семье (например, консультацию с представителями службы миграции);
предлагает родителям заполнить карты и схемы, вопросники по развитию ребенка, затем сравнивает их результаты со своими ответами;
Другие статьи:
Методические рекомендации к изучению теоретического материала темы «Арифметическая
и геометрическая прогрессии»
Учение о прогрессиях является существенной, хотя и несколько изолированной от остальных разделов, частью курса алгебры. Знакомство учащихся с прогрессиями происходит в курсе алгебры девятого класса в теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии». На эту тему по программе общеобразовательных классов отвод ...
Организация социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними в
целях предупреждения правонарушений
Цель: выявление причин отклоняющего поведения и проблем трудного подростка; поиск путей эффективной социально-педагогической работы с трудными подростками в целях профилактики противоправного поведения. Задачи: 1) выявить причины отклоняющего поведения и проблемы трудного подростка 2) разработать основанный ...