Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента

Страница 1

Учитывая цели и задачи, поставленные в курсовой работе, нами было проведено исследование развития пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОНР при помощи методики констатирующего эксперимента.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ «Детский сад компенсирующего вида» №48 «Лучик» г. Пскова.

Целью данного этапа исследования являлось выявление уровня развития пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Исходя из поставленной цели, на констатирующем этапе эксперимента решались следующие задачи:

- изучить и проанализировать логопедическую документацию,

подобрать методику для исследования пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОНР,

провести констатирующий эксперимент,

осуществить количественный и качественный анализ результатов исследования.

Для достижения этих задач нами использовались следующие методы:

- анализ методической литературы по проблеме исследования;

- изучение логопедической документации;

- проведение исследования развития пространственных представлений у младших дошкольников с ОНР.

Методика констатирующего эксперимента

Задача эксперимента состояла в определение пространственных представлений ребенка о собственном тебе, ориентировки собственного тела ребенка в пространстве, ориентировки ребенка в пространстве.

Исследование проводилось в первой половине дня и индивидуально с каждым ребенком. Эксперимент включал несколько заданий.

«Пробы Хеда». Эта методика направлена на исследование ориентировки ребенка в пространстве собственного тела. Вначале анализируются представления по отношению к собственному лицу, затем по отношению к телу. Ребенку предлагается оценить, что находится у него на лице, и каково взаиморасположение отдельных его частей.

Инструкция: Закрой глаза и скажи, что у тебя находится над глазами, под/над носом, надо лбом, под зубами и т.п. А что у тебя находится сбоку от носа, сбоку от уха. Всего 10 вопросов, за каждую правильно показанную часть тела начислялся 1 балл.

1-3 балла-низкий уровень, 4-6 баллов-средний, 7-10 баллов-высокий уровень понимания и практического использования пространственных представлений на уровне собственного тела.

Методика «Что находится спереди от меня?» Эта методика направлена на исследование ориентировки собственного тела ребенка в пространстве. Ребенку предлагается встать на середину комнаты и назвать предметы, которые он видит спереди от себя. Затем исследователь поворачивает ребенка на 90 градусов в правую сторону и предлагает снова назвать предметы, которые он видит спереди от себя.

Всего 10 вопросов, за каждый правильный ответ начислялся 1 балл.

1-3 балла-низкий уровень, 4-6 баллов-средний, 7-10 баллов-высокий уровень ориентировки собственного тела ребенка в пространстве.

Методика «Расположение предметов на рисунке» включает в себя 6 картинок, которые направлены на различное исследование ориентировки ребенка в пространстве на примере картинок, направлена на исследование того, понимает ли ребенок вопросы, связанные с пространственным расположением.

1-2 балла-низкий уровень, 3-4 балла-средний, 5-6 баллов-высокий уровень понимания и пространственных представлений на уровне внешних предметов.

Анализ результатов констатирующего эксперимента

1. «Пробы Хеда».

Выявленный нами результат свидетельствует о преимущественной несформированности у младших дошкольников с общим недоразвитием речи ориентировки во взаиморасположении отдельных частей тела и лица (ориентировка в пространстве собственного тела). Полученный результат отражен в таблице 1, рис. 1.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Факторы развития системы образования
Наше министерство с некоторым опозданием обратило внимание на те факторы, под влиянием которых в ближайшее время будет развиваться вся система образования нашей страны, в том числе и высшая школа. Мы бы из всей совокупности факторов выделил три. Экономические условия, характерные для развития нашей страны, н ...

Характеристика сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца и педагогов ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru