Опыт совместной работы школы и вуза в профпросвещении учащихся

Педагогика как наука » Профессиональное самоопределение школьников » Опыт совместной работы школы и вуза в профпросвещении учащихся

Страница 3

В ходе формирующего эксперимента серьезное внимание уделялось профессиональному просвещению через ознакомление учащихся с миром профессий на уроках, классных часах, экскурсиях на предприятия и т. д. С этой целью нами была разработана схема организации их деятельности по трем составляющим: получение знаний о себе, о профессиональной деятельности и соотнесение этих знаний в ходе реального учебно-воспитательного процесса школы (см. рис. 3).

Данная схема, как показал эксперимент, может максимально реализовываться в ходе индивидуальных и групповых занятий при изучении вариативной части учебного плана (в нашем случае углубленного изучения естественных научных дисциплин)., музее и т. д.

Исследование показало, что занятия играют значительную роль в профессиональном самоопределении учащихся. В ходе него учащиеся получили элементарные знания по таким профессиям, как столяр, дизайнер, экономист, преподаватель профессионального обучения. Сделано это было ненавязчиво, с учетом индивидуальных особенностей школьников, без применения менторского тона, что и вызвало большой интерес у шестиклассников.

Большое внимание в ходе реализации системы нами уделялось организации самостоятельной работы учащихся.

Систему самостоятельных работ можно рассматривать как единство и взаимосвязь разных видов этих работ по следующему признаку:

1. характеру деятельности (репродуктивная, репродуктивно-творческая, творческая);

2. формам организации (коллективная, групповая, индивидуальная);

3. целевой направленности (теоретическая и практическая);

4. месту в учебном процессе (для восприятия и осмысления, для закрепления, систематизации, обобщения);

5. степени активности учащихся, их отношения к самостоятельной работе (обязательные, альтернативные, общие, вариативные, учебные задания в рамках учебного процесса и задания по интересам).

Характер сочетания тех или иных видов самостоятельности зависит от задач изучения темы, содержания учебного материала, этапа обучения учеников.

Эффективность самостоятельной работы, как показывают результаты исследования, повышается, если она организуется с учетом индивидуальных особенностей учеников, их интересов, склонностей, уровня общего развития, степени профессиональной направленности, активности.

Высокую эффективность как средство совместной профориентационной деятельности показали классные часы «Думая о будущем».

Тематика цикла классных часов определялась на основе анализа затруднений, с которыми сталкиваются подростки при выборе своей будущей профессии. Классные часы, проведенные в 8 и 9 классах, были связаны с решением проблемы получения знаний о себе, межличностном отношении и соотношением этих знаний с будущей трудовой деятельностью. В ходе этих классных часов были проведены диагностика, анализ результатов, корректировка качеств (если это было нужно).

При разработке цикла классных часов «Думая о будущем» нами были использованы следующие темы:

1. «Самооценка и самоценность»:

- Что такое самооценка?

- Определение уровня самооценки.

- Пути корректировки неадекватной самооценки.

- Что такое самоценность?

2. «Твои интересы и склонности»:

- Что такое интересы?

- Проведение методики «Карта интересов».

- Какая профессия соответствует твоим интересам?

- Чем отличаются интересы и склонности?

3. «Как быть внимательным и лучше запоминать?»:

- Что такое внимание?

- Диагностика переключения и объема внимания.

- Приемы и способы развития внимания.

- Диагностика видов памяти.

- Методы эффективного запоминания.

- Соответствие вида памяти и предполагаемой профессиональной деятельности.

4. «Что ты знаешь о своей будущей профессии?»:

- Каким целям служит выбранная профессия?

- Какие средства труда используются в предполагаемой тобой профессии?

- Условия твоей будущей работы.

- Связь предполагаемой профессии с естественными науками.

- Профессии, связанные с эколого-географическими науками.

5.«Как стать ещё активнее?»:

- Что такое активность?

- Как планировать свою деятельность?

- Что делать, чтобы учиться стало интересно?

6.«Типы профессий и специальности»:

- Типы профессий по предмету труда.

- Профессии и специальности.

7.«Хочу - могу - надо»:

- Какая работа мне нравится? Престижные профессии.

- Мои профессионально-важные качества.

- Все профессии важны, Саратовской области нужны .

Особого внимания в ходе эксперимента требовали учащиеся, которые имели неустойчивые профессиональные интересы. На занятиях с этими учащимися подробно анализировалась ситуация выбора профессии. С учащимися, имеющими низкий уровень сформированности профессионального выбора, велась работа по расширению представления о мире профессий, по формированию активной позиции в деятельности по овладению знаниями о профессиональной деятельности, о путях достижения успешной профессиональной карьеры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другие статьи:

Анализ профессиональной деятельности педагога
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе –педагоге. Именно педа ...

Значение игры в развитии детей дошкольного возраста
Анализируя игру как вид деятельности, следует, прежде всего, раскрыть ее природу. В иностранной психологической литературе широко распространены биологизаторские теории игры, согласно которым игра ребенка освобождает врожденную биологическую потребность в активности, одинаково присущим как животным, так и че ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru