Опыт совместной работы школы и вуза в профпросвещении учащихся

Педагогика как наука » Профессиональное самоопределение школьников » Опыт совместной работы школы и вуза в профпросвещении учащихся

Страница 4

Также много внимания мы уделяли тем учащимся, у кого в результате диагностики выявили неадекватную самооценку. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, понимать и уважать других людей. Тогда он способен делать выбор. Поэтому мы разработали четыре стратегии для формирования адекватной самооценки. Эти стратегии были применены в ходе нашего эксперимента в учебно-воспитательном процессе.

Стратегии для формирования адекватной самооценки:

1. Делать ошибки нормальным и нужным явлением:

- рассказывайте об ошибках (учитель должен показать, что каждый делает ошибки, нет людей, которые не ошибаются);

- показывайте ценность ошибки как попытки (важно не нагружать ошибки замечаниями, таким образом, мотивируя учеников продолжать работу).

2. Формируйте веру в успех:

- ученик должен поверить, что успех возможен, помогите построить ему эту уверенность;

- подчеркивайте любые улучшения (уделяйте больше внимания процессу решения, чем результату);

- раскрывайте сильные стороны своих учеников (заметив что-то ценное в ученике, прямо скажите ему об этом);

- демонстрируйте веру в своих учеников;

- признавайте трудность своих заданий (избегайте объявления, что ваше задание «легкое»);

- ограничивайте время на выполнение задания (ученик не решил не потому, что неспособный, а потому, что «время кончилось»).

3. Концентрируйте внимание учеников на прошлых успехах:

- анализируйте прошлый успех (дать понять, что успех состоит из веры в собственные способности и количества прилагаемых усилий);

- повторяйте и закрепляйте успех (возвращайтесь к успешным задачам и повторению сегодняшнего успеха).

4. Признавайте достижения:

- поддерживайте тех учеников, которые хотят улучшить свои результаты, говоря об этом «вслух»;

- устраивайте выставки достижений учеников (рефераты, сочинения, рисунки);

- самопризнание (обучение учеников умению ставить цель, принимать собственное решение о своих достижениях).

Таким образом, в ходе целенаправленной профориентационной работы в процессе занятий в рамках программы совместной работы с вузом, имеется возможность дифференцированно с учетом интересов, склонностей и способностей учащихся и потребностей рынка труда способствовать формированию профессионального самоопределения подростков, осуществляя их личностно ориентированное обучение и мотивационное включение их в различные виды деятельности.

Значительное внимание в рамках реализации системы мы уделяли игровым формам деятельности.

В контексте нашего исследования использовались учебные игры, помогающие решать вопросы профессионального самоопределения подростков в условиях профильного обучения.

Сущностью таких игр, как средства профессионального самоопределения, является их способность служить определенным целям профессионального самоопределения, а также то, что они переводят эти цели (абстрактный предмет потребности) в реальные результаты (наличное состояние). Способность эта заключается в игровом моделировании, в условных ситуациях основных видов деятельности (ценностно-ориентационной, преобразовательной, коммуникативной, физической), направленной на воссоздание и усвоение социального и профессионального опыта, в результате которого происходит накопление, актуализация и трансформация знаний, умений и навыков накопленного опыта личности и её развитие.

Мы определили перечень целей, стоящих перед учебными играми, помогающих решать вопросы профессионального самоопределения. В ходе нашего исследования мы попытались их достичь. Среди этих целей выделим такие:

1. повышение мотивации и интереса к занятиям профориентационно- го характера и моделируемым в игре аспектам действительности;

2. получение участниками игры информации профориентационного характера, иллюстрация на конкретных примерах понятий, касающихся человеческого поведения;

3. изменение самооценки учащихся и отношения к окружающим;

4. изменение в отношениях учеников и учителей;

5. направление активности в заданное русло при подготовке к сознательному выбору профессии, к профессиональному самоопределению.

Эффективность совместной работы школы и вуза нами была оценена по завершении формирующего эксперимента.

По завершении формирующего эксперимента нами была проведена оценка эффективности совместной работы школы и вуза. Оценка эффективности осуществлялась по той же методике, что и на этапе констатирующего эксперимента по критериям и показателям, рассмотренным в параграфе 3. Кроме того, проводился отсроченный контроль за результатами реализации выпускниками основной школы, занимавшихся в экспериментальных классах. Проводились также беседы с учащимися, учителями, классными руководителями и родителями. При этом получены следующие результаты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другие статьи:

Состояние проблемы управления качеством образования
Состояние проблемы управления качеством современного образования определяется прежде всего факторами внешней среды, а именно социально-экономическими условиями деятельности субъектов, важнейшей составляющей которых выступает рынок труда. Мир труда радикально меняется, и большая часть знаний, которые студенты ...

Лекция по биологии по теме «Клетка» для студентов первого курса физического факультета
Наука, занимающаяся микроскопическим изучением клетки, называется цитологией. В конце XIX в. изучение клеток приобрело экспериментальный характер, и теперь существует целая большая отрасль науки, именуемая биологией клетки, которая использует самые разнообразные методы для того, чтобы постичь жизнедеятельнос ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru