Специфика формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения

Педагогика как наука » Процесс формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения » Специфика формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения

Страница 5

правило, на высшем, в большей мере, среднем специальном или начальном, среднем профессиональном образовании, психолого-педагогической подготовке, получаемой в системе повышения квалификации, в условиях методической деятельности, или получаемой целиком посредством самообразования или стажировки.

Педагогическая культура мастера предполагает высокий уровень его профессиональной деятельности. Это возможно лишь при условии, что его личность является субъектом педагогической деятельности.

Во-первых, мастер должен быть деятелем, источником преобразования себя и других, носителем активности, во-вторых - субъектом общения, т.е. обеспечивать взаимоопределенность взаимодействующих сторон. В-третьих, - выделять себя среди коллег, самостоятельно проводить самооценку, рефлексировать и определять траекторию собственного личностного и профессионального развития, иметь собственную точку зрения по обсуждаемым психолого-педагогическим вопросам.

Без достаточно развитого профессионального педагогического самосознания мастер не будет способен самостоятельно мыслить. У него не может быть выработано цельное мировоззрение, а значит и личные убеждения.

Личность мастера, чтобы реализовать свои внутренние возможности, должна быть реализована в предмете своего труда - выпускниках профессиональных образовательных учреждений, учебно-методических материалах, результатах совместного труда и пр. Она через них формируется и развивается. Все же они не могут полностью исчерпать то, что заложено в них природой и приобретено в ходе практической деятельности и организованного обучения, так как в противном случае они потеряют к педагогической деятельности личный интерес.

Педагогическая культура мастера основывается на достаточно высоком производственном, технологическом опыте и является в какой-то степени гарантом сохранения данной категории профессионально-педагогических работников, способствует снятию основных противоречий, связанных с тем, что мастер постоянно "мечется" между производством (фирмой, учреждением, заводом и т.п.) и образовательным учреждением. Поэтому она представляет собой сложнейшую социальную, сущностную характеристику личности основного учителя профессии и воспитателя, будущих рабочих и специалистов.

В отличие от учителя-предметника мастер связан с профессией, овладению которой он посвятил свои зрелые годы, и в какой он нашел определенный смысл своей жизни. Как правило, мастером профессионального обучения становится тот, кто сам учился в профессиональной школе.

Поэтому для мастера, который решил передать секреты профессии своим ученикам, она является не только средством обеспечения своих жизненных потребностей, но и источником удовлетворения его желания вырастить себе подобных, или еще лучше учеников, которые овладели бы секретом профессионального мастерства на более высоком уровне.

Благодаря тому, что обычно мастер достаточно легко чувствует потребности профессии, которую выбирают обучаемые, он находит такой подход к обучаемому, о котором нельзя прочитать ни в одном учебнике по профессиональной педагогике. Однако для этого ему необходимо иметь высокоразвитые рефлексивные способности, ярко выраженную ориентацию на педагогические процессы.

Дело в том, что современная ситуация часто ставит мастера профессионального обучения в условия индивидуального обучения, например, при переподготовке или повышении квалификации безработных. В этом случае он должен быть не только высококлассным рабочим или специалистом, но и довольно быстро сориентироваться в обучаемом, понять его запросы, потребности и интересы, построить индивидуальную образовательную программу, что невозможно без развитой педагогической рефлексии.

Поскольку любая рабочая профессия представляет собой и определенный социальный институт, то мастер по специальности "Оператор ЭВМ", отвечая за специфические характеристики своей профессии, вместе с тем демонстрирует обучаемым собственную профессиональную культуру, которая невозможна без наличия у него специальных знаний, умений и навыков в области информационных и компьютерных технологий.

Для подготовки новых рабочих из числа высвобождаемых работников и незанятого населения по профессии - "Оператор ЭВМ", мастерам профессионального обучения необходимо использование персональных компьютеров (ПК) без лишней детализации рассматривая весь комплекс вопросов, относящихся к теории, практической работы на ПК и в сети Интернет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другие статьи:

Современное состояние преподавания информационных технологий в школе
Одной из наиболее заметных тенденций в развитии школьной информатики является увеличение места информационных технологий в ее содержании. В первых школьных учебниках информатики сведения о прикладных средствах современных информационных технологий в основном носили краткий описательный характер. В значительн ...

Основные положения Болонской системы высшего образования
Согласно Болонской системе, ректоры учебных заведений смогут самостоятельно вводить в программу обучения до 30 % предметов, в подготовке которых участвовали потенциальные будущие работодатели, обучение будет более приближено к реальным условиям работы. Демографический кризис 90-х годов привел к тому, что в 2 ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru