Обучение учащихся правилам поведения при вынужденном автономном существовании в природной среде на уроке ОБЖ

Педагогика как наука » Формирование поведения школьников при вынужденном автономном существовании в природной среде на уроках ОБЖ » Обучение учащихся правилам поведения при вынужденном автономном существовании в природной среде на уроке ОБЖ

Страница 3

Дети должны прочно усвоить условия, при которых нужно выбирать варианты самостоятельного выхода к населенному пункту или ожидания помощи на месте. Из всех сторон обеспечения нормальной жизнедеятельности (сооружение временного укрытия, добыча огня, воды, пищи, подача сигналов бедствия) особо следует выделить способы добычи огня. Положительный результат этого процесса позволяет обогреться, приготовить горячую пищу или питье. Огонь с психологической точки зрения придает уверенность в положительном исходе ситуации. Огонь позволяет подать сигналы бедствия.

Не стоит обольщать детей легкостью добычи пищи растительной или животной даже в летнее время. Растительная пища некалорийная и вряд ли сможет компенсировать все энергетические затраты организма. Животная пища с этой точки зрения выгодно отличается от растительной, но охота и рыбная ловля даже при наличии специальных снастей требуют обширных знаний высокого мастерства.

Таким образом, весь процесс обучения должен быть пронизан предостережением от попадания в экстремальную ситуацию. Показывая детям способы выживания, нужно постоянно обращать их внимание на сложность тех или иных процессов. Это должно быть не запугивание, а объективное знакомство с предстоящими трудностями жизнеобеспечения в условиях автономии.

Основой, базой для обучения детей безопасному поведению в автономной ситуации являются навыки самообслуживания при наличии необходимого оборудования и снаряжения. Поэтому особое внимание уделяется изучению основ туристской подготовки. Занятия туризмом позволят не только развить навыки самообслуживания, но и в большой степени будут способствовать морально-волевой подготовке детей. При этом на практике дети знакомятся со всеми факторами, воздействующими на человека в природной среде.

Ребенка, умеющего ориентироваться с помощью карты и компаса, легче обучить определению сторон света по местным предметам, сохранению выбранного направления движения. Особенности нахождения в автономном существовании следует изучать применительно к своей местности. Изучение всех этих вопросов не должно оставаться только теоретическим, оно требует приобретения умений и навыков на практике. Недостаток учебного времени можно восполнить практическими занятиями во внеурочное время. Это могут быть походы, различные туристские соревнования и слеты, занятия в системе дополнительного образования детей по туризму и краеведению, ориентированию и по специальным программам обучения детей безопасному поведению в экстремальных ситуациях, например участие детей во Всероссийском детско-юношеском движении: «Школа безопасности», занятия по программе обучения детей безопасности жизнедеятельности в природных условиях и т. п.

Изучая данную тему выживания человека, необходимо уделять большое внимание отработке практических навыков у учащихся. Педагогический опыт показывает, что учащиеся запоминают лучше, если изготавливают что-либо своими руками, тренируются использовать знания на практике, могут потрогать, понюхать и т.п.

В педагогическом арсенале должны иметься самодельные масленые лампы (из консервной банки), спиртовка (из пластмассовой бутылки), переносное хранилище огня (из бересты и лучин), простейший фильтр для очистки воды (из пустой консервной банки, пробитой в донышке тремя отверстиями и заполненной песком). Типы костров можно складывать на партах из заготовленных толстых веток, которые заменяют дрова. Не только на словах, но и на деле учить добывать огонь при помощи огнива, кремния, лука, стрелы, не забывая при этом о пожарной безопасности. На уроке учащиеся собирают трут (легковоспламеняющийся материал), примеряют заменяющую утерянную или пришедшую в негодность обувь, которую можно изготовить из подручных материалов (разрезанная пластмассовая бутылка, кусок клеенки, кусок полиэтилена, веревка).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие статьи:

Формы представления алгоритма
Алгоритм должен быть формализован по некоторым правилам посредством конкретных изобразительных средств. К ним относятся следующие способы записи алгоритмов: словесный, формульно-словесный, графический, язык операторных схем, программа (алгоритмический язык). Словесный способ представления несложен, но имеет ...

Анатомо-физиологические основы процесса чтения
Критический анализ проблемы нарушений чтения должен основываться прежде всего на понимании сложной психофизиологической структуры процесса чтения в норме и особенностей усвоения навыка чтения детьми. Что же представляет собой процесс чтения в норме? Чтение - сложный психофизиологический процесс. В его акте п ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru