Характеристика современных и традиционных педагогических технологий и их классификация

Педагогика как наука » Методика использования инновационных технологий в преподавании курса мировой художественной культуры в средней школе » Характеристика современных и традиционных педагогических технологий и их классификация

Страница 4

Таким образом, возникновение новых средств обучения побуждает к созданию новых технологий с учетом возможностей их эффективного использования.

Видимо, сущность обозначенной выше проблемы заключается как раз в том, что на практике за педагогическую технологию часто принимают и выдают только ее вариативную, дидактическую составляющую – технологию обучения. Но и владения технологией обучения бывает недостаточно для профессионального успеха учителя.

Так, например, В.П. Беспалько отрицает значение педагогического мастерства учителя в совершенствовании педагогической технологии. По его мнению, совершенствование педагогической технологии предполагает «строгое научное проектирование и точное воспроизведение в классной комнате гарантирующих успех педагогических процессов, а не надежды на мифическое, неизвестно откуда возникшее педагогическое мастерство учителя». Однако вернемся к самому понятию «технология». В переводе с греческого techne означает мастерство, а logos – учение, то есть дословно «технология» переводится как «учение о мастерстве». Действительно, учитель может хорошо знать содержание обучения, владеть методикой обучения, он может разбираться в вопросах школьной психологии, но при отсутствии коммуникативных, эмоциональных и креативных способностей ему, скорее всего, не удастся достичь успеха в своей педагогической деятельности. Поэтому представляется, что именно педагогическое мастерство учителя является залогом успеха любой педагогической технологии. Наверное, к трем составляющим педагогической технологии – дидактическим процессам, организационным формам обучения и средствам осуществления этой деятельности справедливо было бы добавить и четвертую – педагогическое мастерство учителя.

Перейдем теперь к характеристике различных технологий, как «образовательных», так и «педагогических», хотя границы данных понятий, как будет видно далее из таблиц, весьма размыты – в обоих случаях, как показывает обзор источников, авторы подразумевают, прежде всего, технологии обучения.

Приведем две сравнительные таблицы. Первая составлена по материалам электронного курса «Образовательные системы: сущность, содержание, управление». В ней представлена классификация основных групп образовательных технологий. Во второй таблице показано многообразие педагогических технологий в современном образовании (по Г.К. Селевко).

Кстати, весьма распространенным среди практиков является разделение педтехнологий на «новые» и «не новые». Здесь следует заметить, что когда речь идет о «новых» педтехнологиях, имеется в виду не временной контекст (новые, как только что или недавно появившиеся), хотя в определенной степени и он тоже, а несколько иной контекст – новые как отличающиеся от привычных, традиционных. К так называемым «новым» относятся гуманистически ориентированные технологии обучения, предусматривающие учет и развитие индивидуальных и личностных особенностей обучающихся.

Таблица 1. Образовательные технологии

Группа образовательных технологий

Образовательная технология

Теоретические основы

Технологии поддерживающего обучения (традиционного обучения)

Объяснительно-иллюстративное обучение

Дидактические принципы Я.А. Коменского

Технология разноуровневого обучения

Уровневая дифференциация

Технология модульного обучения

Системный подход, синергетический подход, деятельностный подход, индивидуализация обучения

Технологии развивающего обучения

Технология проблемного обучения

А. Осборн

Технология проблемно-модульного обучения

М.А. Чошанов

Технология организации обучения в форме педагогических мастерских

П. Ланжевен, А. Валлон, Ж. Пиаже и др.

Технология проектного обучения

Дж. и Э. Дьюи, У. Х. Килпатрик, Э. Коллинз и др.

Дальтон-технология

Х. Паркхерст

Технология развития критического мышления учащихся

Д. Халперн, Ч. Темпл, Дж. Л. Стил, К.С. Мередит и др.

Технология учебной дискуссии

М.В. Кларин

Технология учебной деловой игры

Д.Г. Левитес, М.В. Кларин, контекстный подход в обучении (А.А. Вербицкий)

Личностно ориентированные технологии обучения

(авторские системы)

А. Нил, М. Монтессори, Р. Штайнер, С. Френе, П. Петерсен и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Причины, этапы употребления наркотиков подростками
Факторы наркотизации условно можно разделить на объективные и субъективные. Внутри объективных причин выделяют макропричины и микропричины. Субъективные разделяются на индивидуально-биологические, индивидуально-психологические и личностно- психологические. Классификация получила следующий вид: Рассмотрим под ...

Хоровое пение как вид музыкальной деятельности
Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей. В. Сухомлинский утверждал, что пение как бы открывает человеку глаза на красоту родной земли. Песня сопровождает человека с самого раннего детства. Она воздействует на его чувства, занимает досуг. Музыкальное развитие детей зав ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru