Сравнительный анализ программ по МХК с точки зрения новых технологий

Страница 7

Этот вывод является следствием анализа результатов апробации инновационного УМК «Пространственные искусства». УМК создан на электронных носителях и включает в себя три типа компонентов: информационные, деятельностные и организационно-методические. Информационные компоненты – это мультимедийная библиотека цифровых ресурсов, обеспечивающих преподавание курса МХК (а также разделов по истории, литературе, изобразительному искусству) от эпохи древних цивилизаций до XVII века. Деятельностные компоненты включают в себя многочисленные и разнообразные компьютерные инструменты для организации самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учеников, а также для подготовки демонстрационных материалов во время дискуссий. Наконец, организационно-методические компоненты представляют собой описание самого УМК, программу и поурочное планирование по МХК, а также методическое пособие для учителя.

Следует отметить, что в рамках данного УМК применение компьютерных технологий важно не само по себе, а как средство поддержки педагогической концепции и авторских методик преподавания учебных дисциплин предметной области «Искусство» (стратегия развития визуальной коммуникации, метод образовательного путешествия и т.д.), направленных на развитие личности учащихся.

«Моментом истины» при внедрении инновационных учебных материалов является ответ на вопрос: готов ли учитель самостоятельно разрабатывать сценарии своих занятий с помощью предложенных в УМК инструментов или же он ожидает от разработчиков УМК «готового» комплекта всех материалов? Предельно заостряя ситуацию, можно сформулировать следующий выбор: кем видит себя учитель – творцом нового знания или транслятором предложенных ему сведений?

Поясним на примере. Использование компьютерных технологий в УМК «Пространственные искусства» позволило значительно расширить информационную базу демонстрационных материалов (мультимедийную библиотеку). Почти все специалисты, начиная с Л. М. Предтеченской, отмечают, что МХК начинается не с учебника, а с комплектов видеосюжетов, слайдов, репродукций фотографий, с музыкальной фонохрестоматии, собрания культурных текстов и т.д. Мультимедийная библиотека проектировалась по принципу «избыточности»; разработчики компьютерной программы заложили возможность дополнения и расширения информационной базы: преподаватель может неограниченно добавлять репродукции, тексты, видео- и аудиозаписи, руководствуясь собственными поурочными планами и разработками.

Мультимедийная библиотека подразумевает возможность (а в некоторых случаях необходимость) предварительной работы учителя с цифровыми ресурсами, самостоятельное составление электронных сценариев уроков и презентаций на основе подготовленных разработчиками образцов. Для этого в УМК есть различные инструменты учебной деятельности, облегчающие изучение различных видов цифровых ресурсов и расширяющие арсенал педагогических приемов, используемых при изучении МХК. Эти инструменты призваны поддержать различные приемы «исследования» изображения или текста, выделения фрагментов, смысловых доминант, композиционных особенностей. Кроме того, они позволяют не только обособленно изучать ресурсы, но и сопоставлять их, устанавливая сходства и различия, формируя взаимосвязи.

К таким инструментам относятся «Рамка» и «Линза» для выделения фрагментов на изображениях памятников культуры, необходимых для выявления композиционных, цветовых, стилистических особенностей репродуцируемого памятника культуры. «Сравнение» позволяет увидеть на одном экране два любых изображения из библиотеки УМК, а инструменты для работы с текстами – «Фрагмент» и «Маркер» – выделять любые значимые фрагменты. Инструмент «Иллюстратор» предназначен для иллюстрации текстов с ресурсами из библиотеки УМК, в том числе звуком, видео, анимациями. «Клип» дает возможность выделения произвольного количества фрагментов в пределах одного ресурса, а «Монтаж» помогает монтировать звуко- или видеоряды из фрагментов произвольного набора ресурсов.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9


Другие статьи:

Экспериментально-педагогическое исследование применения различных методик для ознакомления старших дошкольников со свойствами воздуха и воды
Наша опытно-экспериментальная работа строилась по принципу систематизирования и обобщения всех знаний, полученных из методических и психологических трудов, упомянутых в данной работе. В своей практической деятельности мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей.Опыт проводился в старшей группе ...

Организация групповой работы на уроке
Групповая работа позволяет привить ребятам навыки делового общения, совместного поиска и принятия решений, межгруппового взаимодействия, взаимной терпимости, умение преодолевать возникающие межличностные противоречия. В процессе группового взаимодействия приходит применение ценностей и потребностей других. В ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru