В. А. Сухомлинский создал целостную педагогическую систему, основанную на гуманизме, признании личности ребенка высшей ценностью и понимал воспитание как процесс реализации неотъемлемо присущих ребенку врожденных свойств, спонтанных реакций и импульсов. Вместе с тем подчеркивал важность специально организованного воспитывающего социума, отмечая при этом ограниченность сферы влияния коллектива на личность.
В.А. Сухомлинский придавал большое значение созданию высоконравственного школьного коллектива, где согласно действовали бы коллектив педагогов - единомышленников и сплоченный ученический коллектив, в котором не возникал вопрос о наказании. Регуляторами поведения в этом случае являлись нравственные нормы. Он утверждал, что стимулирующий потенциал коллектива обуславливается тем положительным, что каждый ребенок может внести в его нравственно - интеллектуальную атмосферу.
В середине 60-х годов появились новые формы организации коллективной жизни детей, получила развитие коммунарская методика, носившая также название Орлятской педагогики или педагогики сотрудничества, автором которой был И. П. Иванов. Основной целью и результатом применение данной методики является раскрепощение личности воспитателя и воспитанника, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского самосознания человека, его способности к социальному творчеству, нравственному самоопределению. По сути, методика направлена на воспитание и развитие личности в групповых отношениях, становление воспитательных отношений в группе. Самый главный принцип педагогической теории И. П. Иванова это принцип добровольности, поскольку воспитание творческой личности в условиях принуждения неразрешима. Иванов определил и сформулировал следующие принципы воспитания личности в коллективе: построение самоуправление на основе постоянной сменяемости актива; сотворчества воспитателей и воспитанников; совместного планирования, организации и анализа общих дел, отношений, поступков; организации общественно -значимой и личностно - значимой деятельности; художественно - инструментированной деятельности; принцип особой позиции педагога - как старшего товарища; взаимопонимание и взаимодействие старших и младших.
Особую ценность для педагогической теории и практике представляет разработанная Ивановым технология коллективных творческих дел, главной целью которой является развитие творческих и организаторских умений учеников.
Анализируя педагогический опыт Сухомлинского, Иванова можно говорить о том, что в данный исторический период теория коллективного воспитания становится более ориентирована на личность, на проблемы ее развития в коллективе.
С середины 60-х годов педагогическая теория детского коллектива стала использовать такие понятия социальной психологии и социологии как рефферентная группа, социальная роль, психологический климат, неформальный лидер, избирательные отношения. Детский коллектив был охарактеризован как социально педагогическая система (А.Т. Куракин, Х.И. Лийметс, Л. И. Новиковой).
Проблемой исследования психологического климата коллектива учащихся занималась Н. П. Аникеева. Она выявила влияние психологического климата коллектива на эмоциональное благополучие учащихся, на формирование самооценки, и развитие личности в целом; а также обозначила пути формирования благоприятного психологического климата через регуляцию взаимоотношений в классе, включение учащихся в совместную деятельность, и обучение их общению. Большое внимание уделяла игровой деятельности учащихся, как средству воспитания.
А. Н. Лушошкин ввел такое понятие как "эмоциональный потенциал коллектива". Под ним он понимал способность к коллективным переживаниям и использовал их в воспитательных целях. Также им была разработана оригинальная методика изучения эмоциональных отношений в коллективе на основе эмоционально-цветовой аналогии, позволяющая создать творческую атмосферу для развития личности. Используя эмоционально-символическую аналогию, он выделял следующие уровни развития коллектива:
Другие статьи:
Вариативно-программный подход к организации деятельности
детских и молодежных общественных объединений в условиях школы
В науке выделяют две модели взаимодействия школы и детских общественных объединений. Первая модель основывается на равноправном партнерстве школы как государственного образовательного учреждения и детских общественных объединений как организаций, имеющих юридический статус, собственную программу развития. Су ...
Типологизация стилей обучения
лекция компьютерный презентация Термин «стиль обучения» описывается различным образом. Большинство под стилем обучения понимают убеждения, предпочтения, особенности поведения, которые учащийся использует с целью облегчения учебного процесса в данной ситуации. Стиль обучения затрагивает три сферы: когнитивную ...