Историко-педагогический анализ проблемы ученического коллектива

Педагогика как наука » Формы и методы управления развитием коллектива учащихся старших классов » Историко-педагогический анализ проблемы ученического коллектива

Страница 4

В коллективе, находящемся на достаточно высоком уровне развития существует возможность для самореализации, самоутверждения каждого из учащихся, реализуется потребность в общении, школьник ощущает свою защищенность, уверенность. В нем складываются благоприятные отношения которые также являются важным фактором влияния на развитие личности.

Зарубежная теория воспитания в коллективе была развита и воплощена в жизнь А. Нейлом, Л. Кольбергом, С. Френе, Р. Штайнером.

С. Френе придавал большое значение организации жизни школы, которая должна способствовать, по его мнению, приобретению учащимися личного опыта. С этой целью в школе С. Френе было организовано самоуправление учащихся. Законы жизни школы были разработаны самими ребятами, действовал школьный кооператив, который контролировал хозяйственную деятельность школы, организовывал работу по самообслуживанию, а так же служил высшей дисциплинарной инстанции. С. Френе стремился установить доброжелательный характер отношений между учащимися и учителем, поощрял разнообразные формы сотрудничества, с критикой относился к соревновательности и конкурентности.

Одной из самых популярных воспитательных систем является скаутизм - детское и юношеское международное движение. Основная цель скаутизма - содействие развитию общественного и духовного потенциала молодых людей. Он прежде всего ориентирован на личность ребенка. Принципы, методы и формы скаутинга оптимальным образом отражают естественную природу ребенка, его потребности, ценности и интересы. Скаутизм способствует социализации детей, помогает им реализовать свои потребности в социальной деятельности, общении и самоутверждении. Скауитзм способствует развитию ответственного поведения, как в малой группе так и в обществе в целом. Сфера дружбы и сотрудничества, заботы друг о друге создают идеальные условия для развития способностей, связанных с общественной жизнью, коммуникативностью.

Современное скаутское движение не является универсальным средством воспитания. Основные его недостатки: иерархически организационная структура, строгая дисциплина, недостаточное внимание к творческому воспитанию.

В настоящее время в Европе и Америке получила широкое распространение модель организации жизни школы, которая носит название "школьное сообщество". Данное понятие возникло в американской педагогике и педагогической психологии несколько десятилетий назад. Сообщество базируется на принципах демократии, коллегиальности, эффективности школы, ситуационного лидерства, взаимного интереса учащихся и учителей друг к другу, и предполагает сотрудничество, взаимосвязь учеников и учителей в творческом решении проблем. Важнейшей характеристикой школ, действующих на уровне школьного сообщества, является равноправное взаимодействие между всеми участниками процесса обучения - администрацией школ, учителями, учениками и родителями. Также его организация предполагает:

- взаимное доверие всех участников воспитательного процесса;

- соблюдение всеми этических и моральных норм;

- участие всех, начиная с первоклассников и заканчивая директором, в совместной разработке и достижении целей обучения;

- осознание учителями и учениками своей причастности и значимости в общем деле, правомочности в решении школьных проблем и организации работы;

- сотрудничество и взаимосвязь учеников и учителей.

Ярким примером реализации данной модели являются "Справедливые сообщества", которые разработал и воплотил в жизнь Л. Кольберг. "Справедливое сообщество" это небольшое объединение (часто до ста человек) педагогов и учащихся внутри обычной традиционной школы. Основная идея данного проекта - организация всей школьной жизни на основе принципа демократии и справедливости. Созданные им "справедливые сообщества" были нацелены на улучшение морального климата школы, для чего вводился ряд демократических процедур. Во-первых, администрация школы, учителя и ученики принимали равное участие в создании норм и правил поведения, в определении форм поощрения и наказания и т.п.; во-вторых, общие собрания проводились регулярно, стали неотъемлемой частью жизни школы. Со временем в сообществах возникали собственные традиции, ритуалы. В одном из самых удачных и эффективно функционирующих "справедливых сообществах" - школе Скарсдейла начал работу комитет справедливости, позволяющий соблюдать и проводить в жизнь те законы и правила, которые принимались на общих собраниях и выступающий в качестве арбитра в решении всех спорных вопросах.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Анализ результатов реализации программы формирующего эксперимента
Цель: проверка эффективности проведенных мероприятий на формирующем этапе эксперимента. На данном этапе были проведены повторные социзмерения по методикам констатирующего эксперимента. Нами были отмечены положительные результаты. Уровень благополучия семей почти не изменился, только в двух семьях стали меньш ...

Основные этапы нормального речевого развития ребенка
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтоб ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru