Историко-педагогический анализ проблемы ученического коллектива

Педагогика как наука » Формы и методы управления развитием коллектива учащихся старших классов » Историко-педагогический анализ проблемы ученического коллектива

Страница 3

1. Песчаная россыпь. В группе нет того, что бы соединяло ребят, нет общих интересов, общих дел, группа существует формально.

2. Мягкая глина. В группе заметны первые усилия по сплочению коллектива, но не все получается у организаторов. Отношения встречаются как доброжелательные, так и конфликтные. Ребята редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом.

3. Мерцающий маяк. В коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Группа выделяется своей индивидуальностью, но ее членам бывает сложно найти общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива.

4. Алый парус. Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга, принципиальность, взаимные требования друг к другу. Выделяются знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. У большинства учащихся появляется чувство гордости за свой коллектив, и переживание по поводу постигающих неудач. Но не всегда хватает сил бороться с трудностями, признавать свои ошибки.

5. Горящий факел. В коллективе отличное взаимопонимание, тесная дружба, деловое сотрудничество ответственность каждого как за себя, так и за весь коллектив.

Л. И. Новикова утверждает, что детский коллектив это не постоянная, стабильная величина, а развивающееся, функционирующее, обновляющее свои связи и зависимости объединение ребят. Она отмечает, что положение ребенка в коллективе, а, следовательно, и влияние на него коллектива является следствием тех связей, которые объединяют детей и образуются в процессе их делового свободного общения

Образованию коллективных связей служат различного рода средства и формы общения. Данные связи и отношения приводят к созданию своеобразной атмосферы коллектива или поля интеллектуально - морального напряжения. Это поле определяется предшествующим социальным опытом детей, уровнем их развития, характером их деятельности и общения, характером управления со стороны взрослых и т.д. Оно выражается в духовных ценностях коллектива, в его общественном мнении в традициях поведения, эмоциональном настрое. Это эмоциональная атмосфера может быть как благоприятной так и не благоприятной для личностного развития входящих в него детей.

С точки зрения автора проблемой требующей специального изучения является

школьное самоуправление, которое является частью педагогического управления. При его организации очень важно постоянно расширять сферу самоуправления, для того чтобы ученики научились самоуправлению, научились самостоятельно ставить цели, выдвигать перспективы, составлять планы их реализации, подводить итоги, оценивать результаты.

С начала 90-х годов и до сегодняшнего дня теория коллективного воспитания часто подвергается критике, ставятся под сомнение коллективные ценности, противопоставляются коллектив и гуманистическое воспитание, которое, являясь личностно-ориентированным, несовместимо с воспитанием личности в коллективе. М. Осиновский и Н. Степанова утверждают, что воспитание в коллективе и через коллектив "… во многом тормозило развитие в ребенке умение самостоятельно … оценивать происходящее, вырабатывать … собственный взгляд на мир".С. Кульневич, Т. Лакоценина считают, что "исторический опыт создания коллективного человека каждый раз оборачивался всеобщим падением нравственности, … природа обучаемости и воспитуемости не коллективна, а индивидуальна и личностна".

Данные взгляды объясняются тем что коллектив долгое время фактически являлся целю воспитания, интересы коллектива преобладали над личностными устремлениями. По мнению Р. Валеевой, если в группе не учитываются индивидуальные потребности и возможности личности, то ее неправомерно рассматривать как коллектив. В подлинном коллективе имеет ценность позиция каждого ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Младший школьный возраст
Учебная деятельность младшего школьника предъявляет принципиально новые требования к нему по сравнению с игровой деятельностью, которая была ведущей в дошкольном возрасте. Школьнику понадобится некоторая степень готовности и включенности в учебную деятельность. Младший школьный возраст это период с 6 до 11 л ...

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия ДОУ с семьей
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту по ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru