Историко-педагогический анализ проблемы ученического коллектива

Педагогика как наука » Формы и методы управления развитием коллектива учащихся старших классов » Историко-педагогический анализ проблемы ученического коллектива

Страница 3

1. Песчаная россыпь. В группе нет того, что бы соединяло ребят, нет общих интересов, общих дел, группа существует формально.

2. Мягкая глина. В группе заметны первые усилия по сплочению коллектива, но не все получается у организаторов. Отношения встречаются как доброжелательные, так и конфликтные. Ребята редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом.

3. Мерцающий маяк. В коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Группа выделяется своей индивидуальностью, но ее членам бывает сложно найти общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива.

4. Алый парус. Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга, принципиальность, взаимные требования друг к другу. Выделяются знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. У большинства учащихся появляется чувство гордости за свой коллектив, и переживание по поводу постигающих неудач. Но не всегда хватает сил бороться с трудностями, признавать свои ошибки.

5. Горящий факел. В коллективе отличное взаимопонимание, тесная дружба, деловое сотрудничество ответственность каждого как за себя, так и за весь коллектив.

Л. И. Новикова утверждает, что детский коллектив это не постоянная, стабильная величина, а развивающееся, функционирующее, обновляющее свои связи и зависимости объединение ребят. Она отмечает, что положение ребенка в коллективе, а, следовательно, и влияние на него коллектива является следствием тех связей, которые объединяют детей и образуются в процессе их делового свободного общения

Образованию коллективных связей служат различного рода средства и формы общения. Данные связи и отношения приводят к созданию своеобразной атмосферы коллектива или поля интеллектуально - морального напряжения. Это поле определяется предшествующим социальным опытом детей, уровнем их развития, характером их деятельности и общения, характером управления со стороны взрослых и т.д. Оно выражается в духовных ценностях коллектива, в его общественном мнении в традициях поведения, эмоциональном настрое. Это эмоциональная атмосфера может быть как благоприятной так и не благоприятной для личностного развития входящих в него детей.

С точки зрения автора проблемой требующей специального изучения является

школьное самоуправление, которое является частью педагогического управления. При его организации очень важно постоянно расширять сферу самоуправления, для того чтобы ученики научились самоуправлению, научились самостоятельно ставить цели, выдвигать перспективы, составлять планы их реализации, подводить итоги, оценивать результаты.

С начала 90-х годов и до сегодняшнего дня теория коллективного воспитания часто подвергается критике, ставятся под сомнение коллективные ценности, противопоставляются коллектив и гуманистическое воспитание, которое, являясь личностно-ориентированным, несовместимо с воспитанием личности в коллективе. М. Осиновский и Н. Степанова утверждают, что воспитание в коллективе и через коллектив "… во многом тормозило развитие в ребенке умение самостоятельно … оценивать происходящее, вырабатывать … собственный взгляд на мир".С. Кульневич, Т. Лакоценина считают, что "исторический опыт создания коллективного человека каждый раз оборачивался всеобщим падением нравственности, … природа обучаемости и воспитуемости не коллективна, а индивидуальна и личностна".

Данные взгляды объясняются тем что коллектив долгое время фактически являлся целю воспитания, интересы коллектива преобладали над личностными устремлениями. По мнению Р. Валеевой, если в группе не учитываются индивидуальные потребности и возможности личности, то ее неправомерно рассматривать как коллектив. В подлинном коллективе имеет ценность позиция каждого ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Особенности проведения эксперимента в разделе «Растения»
Постановка учебных опытов по разделу «Растения» предусмотрены школьной программой. Эксперимент занимает в этом разделе значительное место – около трети уроков в целом или частично строится на материале опытов, описание которых дается в тексте школьного учебника или в заданиях к параграфу. Роль эксперимента в ...

Влияние урока на развитие познавательных процессов учащихся
Организуя на уроке познавательную деятельность детей, учитель опирается на их личностные особенности: мотивационную сферу, познавательные потребности, ценностные ориентации, отношения, самооценку. В процессе урока, пытаясь стимулировать деятельность учеников, учитель сравнивает детей друг с другом. Оказывает ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru