Характерно, что все дети оценивают поступок мальчика как плохой, мотивируя свою оценку правильными нравственными представлениями «маленьких обижать нельзя».
Некоторые прибегают к помощи родителей, не смогли противостоять, даже мысленно этому плохому.
Во время проведения бесед мы обращали внимание на эмоциональное состояние детей, чтобы понять, как они относятся к тому, что в данный момент обсуждается. Фиксировали выражение лица, жесты, движения, сопутствующие речи, что дает возможность «судить» о том, что они думают о «случившемся», о возникших при этом чувствах.
Ответы детей зафиксированы в таблице 2.5.
Таблица 2.5 Ответы детей
Имя ребенка |
Ответы детей |
1. Андрей П. |
Он мог и меня толкнуть. |
2. Света Б. |
Обижать никого нельзя, а маленьких совсем. |
3. Маша Л. |
Маленьких и девочек нельзя обижать |
4. Настя Щ. |
Девочку пожалела бы, вытерла ей слезы. |
5. Таня С. |
Плохой мальчик. Она же малышка. |
6. Никита Р. |
Я бы позвал свою маму! |
7. Аня Ш. |
Пожалеть девочку, не плачь. |
8. Влад Т. |
Я бы ему как дал, чтоб он сам в лужу упал. Конечно он плохой. |
9. Юра Т. |
Ты, что ее обижаешь? |
10. Артем З. |
Нельзя так делать. |
эмоциональный педагогический дидактический игра
Для установления взаимосвязи между представлениями детей и их чувствами, мы использовали метод проблемной ситуации, особенно обращая внимание на эмоциональный отклик детей, на осознание причин и мотивов поступков, от чего зависит глубина и устойчивость чувств.
Ситуация 1.
Воспитатель вместе с детьми шьет кукле одежду. Она уколола палец иголкой.
1.1. На лице выражение боли. Зажала палец рукой.
1.2. «Ребята, я уколола палец. Мне очень больно», - сообщает детям.
1.3. Спустя некоторое время: «Помогите мне, пожалуйста, принесите аптечку»,- обращается ко всем детям, присутствующим в группе.
Ситуация 2.
Помощник воспитателя, вытирая пыль на подоконнике, нечаянно столкнула баночку с отростком растений (герань…). Банка упала на пол, стебель у герани сломался, помялись листья.
Ситуация 3.
Воспитатель, подходя к изобразительному уголку, уронила пластмассовый стаканчик с кисточками. По истечении некоторого времени обращается к детям за помощью: «Ребята, помогите мне».
Наблюдая за поведением детей в организованной нами ситуации, мы отметили значительное число фактов, характеризующих разный уровень готовности откликнуться на просьбу о помощи, выразить сочувствие, внимание.
Дети не только по-разному понимают тот или иной поступок. Нами были обнаружены проявления активного эмоционального отклика, сочувствия. Вместе с тем, отмечены формы проявления эгоистических тенденций и равнодушия.
Пример: До обращения воспитателя к детям за помощью. По мимике и жестам некоторые дети смогли определить эмоциональное состояние взрослого и проявить сочувствие.
Таня С.: «Надо перевязать палец».
Артем З.: занимаясь конструктором, но, не подходя к месту происшествия: « .И даже крови нет. Когда уколешь иголкой, кровь бывает».
Никита Р.: «Смотрите!» (мальчик смеется).
Результаты исследования отражены в таблицах 2.6., 2.7.
Таблица 2.6 Результат исследования взаимосвязи между детскими представлениями и их проявлениями
Имя ребенка |
1 ситуация |
2 ситуация |
3 ситуация |
1. Андрей П. |
Берет вату, зеленку, йод бежит к воспитателю |
Поинтересуется, не погибнет ли растение |
Не слышит о случившемся и о помощи |
2. Света Б. |
Испуг на лице, Вам больно |
Подбежала, давайте я Вам помогу. |
Пробегает мимо, как будто не замечает. |
3. Маша Л. |
Настороженно подходит к воспитателю, разглядывает |
Давайте, водички принесу |
Сразу услышала и подбежала |
4. Настя Щ. |
Советы дает, как надо поступать: «Подержите палец вверх, чтобы кровь не бежала». |
Первая заметила прибежала, и всех позвала. |
Давайте помогу. |
5. Таня С. |
Предлагает позвать медсестру |
Причитает, что жалко растение: «О! Как мне жалко!» |
Прыгает, радуется, не помогает. |
6. Никита Р. |
«Смотрите» - смеется, привлекая внимание других детей |
Давайте, уберем в другое место. |
Не слышит, занят с машинкой: «А я не ронял». |
7. Аня Ш. |
Занимается своим делом. Притихла не подошла. |
Вытру пол от воды |
Дежурные знают свои обязанности и сразу подбежали. |
8. Влад Т. |
Сбегать на кухню, принести лед на палец |
Жалко отростки! А вырастут они? |
Не реагирует на просьбу, занят другим. |
9. Юра Т. |
Жалеет, полежите на кроватке, отдохните |
Предлагает принести из дома растения. |
Строит из конструктора и говорит: «Сейчас дострою и прейду» |
10. Артем З. |
Занимается конструктором, и не подходит к месту происшествия… «И даже крови нет, когда уколешь иглой, кровь бывает» |
Подобрать более удобную посуду для растения. |
Ищет дежурных чтобы убрали. |
Другие статьи:
Музыкально-творческая деятельность участников эстрадного коллектива в условиях
учебного процесса
Необычайно стремительные изменения условий современной жизни требуют от людей адекватных оценок и быстрых решений для более успешной реализации своего потенциала. Идеальным условием подобной реализации является сочетание (синтез) творческой активности и универсальной оснащенности (знаниями и навыками). Это п ...
Общая характеристика творчества М. Цветаевой
Марина Ивановна Цветаева – одно из наиболее известных имен Серебряного века. Писать стихи она начала в шестилетнем возрасте, причем не только на русском, но и на французском и немецком языках. В 1906–1907 написала повесть (или рассказ) «Четвертые», в 1906 перевела на русский язык драму французского писателя ...