Нами составлена сводная таблица результатов исследования развития пространственных представлений младших дошкольников по итогам контрольного среза, соотнеся полученный ими результат с итогами констатирующего эксперимента.
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что использование комплекса методических приемов по развитию пространственных представлений, включенного в систему логопедических занятий, оптимизировало развитие данного умения. Таким образом, выдвигаемая нами гипотеза нашла свое практическое подтверждение в ходе осуществленной работы.
Таблица 9
Динамика развития пространственных представлений детей младшего дошкольного возраста с ОНР на этапах констатирующего и контрольного экспериментов
Уровни |
Понимание и использование пространственных представлений на уровне собственного тела |
Ориентировка собственного тела в пространстве |
Ориентировка в пространственных представлениях на уровне понимания вопросов. | |||
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Констатирующий этап |
Контрольный этап | |
Высокий ур |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
Средний ур |
2 |
4 |
2 |
4 |
3 |
5 |
Низкий ур |
5 |
2 |
5 |
2 |
4 |
2 |
Учитывая цели и задачи, поставленные в проводимом исследовании, нами было диагностировано развития пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями с помощью методики констатирующего эксперимента.
Нами установлено, что у младших дошкольников с ОНР не формируются в должной степени пространственные представления. Поэтому задача формирующего эксперимента следующая: путем специально подобранных игр и упражнений попытаться преодолеть у детей имеющиеся трудности.
По итогам формирующего эксперимента нами был проведен контрольный срез. Полученный нами результат свидетельствует о положительной динамике в развитии пространственных представлений детей младшего дошкольного возраста. Следовательно, гипотеза исследования по итогам проведенной работы нашла свое практическое подтверждение.
Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Поэтому гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. В последнее время в работах разных исследователей все чаще поднимается вопрос о взаимовлиянии формирования пространственных представлений и речи ребенка. Современные данные нейропсихологической науки говорят о пространственных представлениях как о базисе, над которым надстраивается вся совокупность высших психических процессов у ребёнка - письмо, чтение, счёт и др. Недостаточность пространственных представлений непосредственно проецируется на восприятие и воспроизведение последовательности элементов слова. В ходе экспериментального исследования, нами установлено, что у младших дошкольников с ОНР не формируются в должной степени пространственные представления. Поэтому задача формирующего эксперимента была следующая: путем специально подобранных игр и упражнений попытаться преодолеть у детей имеющиеся трудности. По итогам формирующего эксперимента нами был проведен контрольный срез. Полученный нами результат свидетельствует о положительной динамике в развитии пространственных представлений детей младшего дошкольного возраста. Следовательно, гипотеза исследования по итогам проведенной работы нашла свое практическое подтверждение - систематическая и целенаправленная коррекционно-развивающая работа по развитию пространственных представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОНР позволит повысить уровень ее сформированности.
Другие статьи:
Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни»
Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. Великий русский ученый М.В.Ломоносов, в 18 веке написал обращение «О сохранении и размножении российского народа», в котором предлагал меры по с ...
Анализ музыкального воспитания в детских оздоровительных лагерях Адыгеи
Структура досуга представляет собой совокупность различных видов деятельности для удовлетворения духовных потребностей в творческой деятельности, образовании, повышении квалификации, любительских занятиях, различных формах нерегламентированной деятельности и общения. Формы досуга бывают разных видов: Различн ...