Традиции и новации советской системы обществоведения в эпоху перестройки

Педагогика как наука » Советское обществоведение в школе в период перестройки » Традиции и новации советской системы обществоведения в эпоху перестройки

Страница 1

Периодом создания обществоведения, считается середина 60-х годов, когда произошло создание учебно-методического комплекса нового курса (программы, учебника, методического пособия для учителей, хрестоматии, словаря для учащихся «Основные понятия по обществоведению»). Несмотря на углубляющийся кризис в общественных науках1 в последующий период (до середины 80-х гг.), курс обществоведения, оставаясь проводником партийной идео-логии и орудием идеологического противоборства инакомыслию , все же развивался в сторону совершенствования мето дико-дидактического оснащения3, варьирования учебных программ, замены курсов4, по-прежнему отражая в этом развитии противоречия советской действительности5.

Новая программа гуманитарного курса, введенная в начале 80-х годов, было детально разработана, насыщена по содержанию и включала новые курсы «Основы Советского государства и права»6 и «Этику и психологию семейной жизни» в системе дисциплин «Обществоведение» вместо удаленных из учебного плана предметов «Логика» и «Психология» . Данная замена объяснялась тем, что жесткая идеологическая направленность на воспитание «сознательных и активных строителей коммунизма», на обеспечение единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, сталкивалась с растущей преступностью, особенно подростковой, а также ухудшением ситуации в сфере семейных отношений (возрастание числа разводов, увеличение количества семей с одним родителем). Оба курса, обладая немалым педагогическим потенциалом, несли отпечаток всех тех проблем, которые были присущи социально-гуманитарным дисциплинам, и в полной мере не работали.

В связи с этим, в первой половине 80-х годов в среде педагогов и ученых обсуждалась идея создания объединенного курса, интегрирующего элементы философских знаний, знание экономики, политики, права, этики, психологии1.

В середине 80-х годов были предприняты первые попытки создать программу такого объединенного (интегративного) учебного предмета. Широкое исследование опыта преподавания и качества знаний, проведенные в начале и середине 80-х годов, свидетельствовало о том, что в массовой практике господствовала объяснительно-иллюстративная методика. По мере нарастания кризисных явлений в обществе содержания предмета все более уходило в сторону от реальной жизни. Педагоги-преподаватели не могли учить тому, что явно не соответствовало действительности. Назревание общегосударственного кризиса полностью совпадало с кризисом в школьном обществоведении.

Призывы руководства страны о «совершенствовании всех сторон общества», требования Партии о наполнении глубоким и конкретным содержанием лозунга «все во имя человека»2 - были неким сигналом к началу обновленческих процессов.

В соответствии с Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы Министерство просвещения СССР и Академия педагогических наук СССР провели работу по пересмотру содержания учебных программ. К этой работе были привлечены специалисты министерств просвещения, научно-исследовательских институтов школ (педагогики), институтов усовершенствования учителей, учителя-методисты, работники органов народного образования3. Проект новой программы курса «Обществоведение» увидел свет в сентябре 1986 г.1

В плюралистических настроениях прошел год, за который журнал «Преподавание истории в школе» аккумулировал мнение учителей, методистов, представителей Министерства просвещения СССР, чаяния Академии педагогических наук, всей заинтересованной общественности в оценках проекта школьного документа и выработки поправок к нему. И это было не случайно. Ведь новый курс «Обществоведение» создавался в условиях начавшейся перестройки, и преподаватели общеобразовательных школ, профтехучилищ, техникумов заинтересованы были в том, чтобы он отвечал современным требованиям к идейно-воспитательной работе с молодежью. Задачей нового курса являлось «сливание воедино процесса революционного обновления нашего общества с процессом идейно-нравственного воспитания человека»2.

Особо пристального внимания заслуживают итоги обсуждения проекта программы по обществоведению , т.к. по данному анализу поправок, проведенному Л.Н. Боголюбовым, можно судить о поляризации мнений в обществе по структурно-содержательным проблемам обществоведческого образования, о смелых идеях учительства, о нереализованным проектах, о ростках демократических веяний перестроечного периода в образовательной сере, о некой будущей генеральной линии методико-методологического характера в настроении школьного обществознания на последующие десятилетия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Развитие воображения у дошкольников
Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий. Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно-ролевой игры и развитием знаково-символической ф ...

Основные формы и методы внеклассной работы по географии
Содержание внеклассной работы определяет ее формы и способы проведения. При выборе форм, помимо содержания, во внеклассной работе учитывают возраст школьников, их интересы, уровень подготовки по географии, наличие свободного времени, реальные материальные возможности (например, при организации походов, экспе ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru