Однако декларативные положения Новой редакции программы зиждились на дуализме советской действительности:
1. Так утвержденные Коллегией Министерства просвещения СССР необходимые для школьного обществоведческого образования перестроечный документ в конце 1987 г., определял срок ввода в учебный процесс школы лишь с 1990/1991 учебного года1 после выпуска 23-го издания учебника, подготовленного коллективом под руководством Г.Х. Шахназарова2, а также выпуске 18-го издания хрестоматии по обществоведению .
2. До введения новой Программы в 1988/1989 уч. гг. обществоведение в школах рекомендовалось изучать на основе «Тематического планирования курса «Обществоведение» для средней общеобразовательной школы» 1986 г.
(т.е. согласно Переходной программе) и действующему стабильному учебнику «Обществоведение» (авт. Г.Х. Шахназаров и др. 1985 г. изд.). Статичность развития такого сценария явно не соответствовала «решительному преодолению застойных явлений, отживших методов, формализма и схоластики, начетничества и догматизма в учебно воспитательной работе» .
3. Положение о необходимости решительного преодоления догматической методики преподавания обществоведения, широкого использования методов, развивающих способность и потребность мыслить самостоятельно4 расходились с требованиями о том, что «Основой преподавания предмета должны быть положения и выводы, содержащиеся в Политическом докладе ЦК КПСС на XXVII съезде партии, резолюции к съезду и учитель должен руководствоваться этими материала в процессе подготовки к уроку, опираясь на выделенные курсивом доказанные положения, размещенные в конце глав и разделов»5.
4. Требования об «обеспечении высокой познавательной активности и самостоятельности учащихся, формировании собственных взглядов на окружающий мир» не стыковались с догматическим формулировками «развивать у них способности правильно ориентироваться в общественно политической действительности, потребности и умения строить свою деятельность в соответствии с законами общенародного государства» .
Такой государственный асинхронизм не мог оставить равнодушным творческое учительство, живущее не в вакууме политических событий, а в перестроченной обстановке. Поэтому 1985-1988 гг. были периодом массированной критической атаки на систему образования, которую она в целом выдерживает до 1989 г., несколько видоизменяясь под ударами критики, но в сущности своей сохраняясь1.
В связи с этим, объектами критики (на открывшемся Всесоюзном съезде работников народного образования 20.12.1988 г.) стали бюрократизм, сверхцентрализация, процентомания, серость педагогических работников, их низкий профессиональный уровень, некомпетентность управленцев и т.п.2, что связывалось с явно недостаточной демократизацией учебно-воспитательного процесса3 и отрывом от жизненных реальных процессов4. Учительский съезд, определив критерии гуманизации образования5, потребовал доработки концепции гуманизации образования с решительным обновлением содержания обществоведческих курсов, коренной переработки учебных дисци-плин, их большей системности, целостности и интегративности . Особое внимание уделялось рекомендациям по пересмотру часового сокращения школьных гуманитарных и общественных дисциплин, совершенствованию структуры, форм и методов преподавания общественных наук, введению обязательных гуманитарных циклов9.
На заседании секции «Преподавание истории и общественных наук» съезда поднимались актуальные проблемы методико-методологического характера:
- о создании нового цельного аксиологического курса, взамен предлагаемого специального раздела аксиологии в курсе философии;
- о введении в школьное обществоведение разрабатываемых курсов «Человек и общество», «Человек и современный мир», с целесообразным созданием учебников по одноименной тематике1;
- о реализации стратегических задач гуманизации образования не плоскости простого увеличения количества часов гуманитарного цикла, а через конструирование по типу: человек - общество, человек - природа, усиление внимания к духовному миру, культуре человека2;
- о введение разноуровневых программ и вариативных учебников по обществоведению, при активном вовлечении в этот процесс рядовых учителей-новаторов с их практическим опытом, решительно отказываясь от рецептурной педагогики, стремиться к педагогике творческой3;
Другие статьи:
Политическая и социальная ситуация в Польше в начале XX века. Биография
Януша Корчака
Во время начала Янушем Корчаком своей педагогической деятельность Польша переживала сложный политический период борьбы за независимость. Вот уже более 100 лет, после третьего раздела Польши в 1795 году, её территория была поделена между Россией, Пруссией и Австрией и Польша не существовала как самостоятельно ...
Анализ и оценка результатов работы
Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий - на занятиях и в повседневной жизни - по повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников. Для определения эффективности проделанной работы, был использован тот же диагностический материал, что и в ко ...