Традиции и новации советской системы обществоведения в эпоху перестройки

Педагогика как наука » Советское обществоведение в школе в период перестройки » Традиции и новации советской системы обществоведения в эпоху перестройки

Страница 5

Однако декларативные положения Новой редакции программы зиждились на дуализме советской действительности:

1. Так утвержденные Коллегией Министерства просвещения СССР необходимые для школьного обществоведческого образования перестроечный документ в конце 1987 г., определял срок ввода в учебный процесс школы лишь с 1990/1991 учебного года1 после выпуска 23-го издания учебника, подготовленного коллективом под руководством Г.Х. Шахназарова2, а также выпуске 18-го издания хрестоматии по обществоведению .

2. До введения новой Программы в 1988/1989 уч. гг. обществоведение в школах рекомендовалось изучать на основе «Тематического планирования курса «Обществоведение» для средней общеобразовательной школы» 1986 г.

(т.е. согласно Переходной программе) и действующему стабильному учебнику «Обществоведение» (авт. Г.Х. Шахназаров и др. 1985 г. изд.). Статичность развития такого сценария явно не соответствовала «решительному преодолению застойных явлений, отживших методов, формализма и схоластики, начетничества и догматизма в учебно воспитательной работе» .

3. Положение о необходимости решительного преодоления догматической методики преподавания обществоведения, широкого использования методов, развивающих способность и потребность мыслить самостоятельно4 расходились с требованиями о том, что «Основой преподавания предмета должны быть положения и выводы, содержащиеся в Политическом докладе ЦК КПСС на XXVII съезде партии, резолюции к съезду и учитель должен руководствоваться этими материала в процессе подготовки к уроку, опираясь на выделенные курсивом доказанные положения, размещенные в конце глав и разделов»5.

4. Требования об «обеспечении высокой познавательной активности и самостоятельности учащихся, формировании собственных взглядов на окружающий мир» не стыковались с догматическим формулировками «развивать у них способности правильно ориентироваться в общественно политической действительности, потребности и умения строить свою деятельность в соответствии с законами общенародного государства» .

Такой государственный асинхронизм не мог оставить равнодушным творческое учительство, живущее не в вакууме политических событий, а в перестроченной обстановке. Поэтому 1985-1988 гг. были периодом массированной критической атаки на систему образования, которую она в целом выдерживает до 1989 г., несколько видоизменяясь под ударами критики, но в сущности своей сохраняясь1.

В связи с этим, объектами критики (на открывшемся Всесоюзном съезде работников народного образования 20.12.1988 г.) стали бюрократизм, сверхцентрализация, процентомания, серость педагогических работников, их низкий профессиональный уровень, некомпетентность управленцев и т.п.2, что связывалось с явно недостаточной демократизацией учебно-воспитательного процесса3 и отрывом от жизненных реальных процессов4. Учительский съезд, определив критерии гуманизации образования5, потребовал доработки концепции гуманизации образования с решительным обновлением содержания обществоведческих курсов, коренной переработки учебных дисци-плин, их большей системности, целостности и интегративности . Особое внимание уделялось рекомендациям по пересмотру часового сокращения школьных гуманитарных и общественных дисциплин, совершенствованию структуры, форм и методов преподавания общественных наук, введению обязательных гуманитарных циклов9.

На заседании секции «Преподавание истории и общественных наук» съезда поднимались актуальные проблемы методико-методологического характера:

- о создании нового цельного аксиологического курса, взамен предлагаемого специального раздела аксиологии в курсе философии;

- о введении в школьное обществоведение разрабатываемых курсов «Человек и общество», «Человек и современный мир», с целесообразным созданием учебников по одноименной тематике1;

- о реализации стратегических задач гуманизации образования не плоскости простого увеличения количества часов гуманитарного цикла, а через конструирование по типу: человек - общество, человек - природа, усиление внимания к духовному миру, культуре человека2;

- о введение разноуровневых программ и вариативных учебников по обществоведению, при активном вовлечении в этот процесс рядовых учителей-новаторов с их практическим опытом, решительно отказываясь от рецептурной педагогики, стремиться к педагогике творческой3;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Другие статьи:

Формирование географических представлений
Географические представления относятся к географически знаниям и образуют чувственную основу. Географические представления – это чувственно-наглядный образ, который в данный момент не воспринимается. Если понятие отражает сущность предмета и явления, то представление их внешнее проявление. Так, например, пос ...

Особенности внеклассной работы по литературе
Каким же образом конкретный предмет обучения может выполнять все функции внеклассной работы и выявлять ее специфику? Различные работы по педагогике отражают важность влияния внеклассных занятий именно по предмету русской литературы. В общей системе мероприятий школы за высокую грамотность учащихся, приобщени ...

Главные разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru