Подавляющее большинство участников обсуждения одобрили предложенные проект, отмечая его преимущества перед ранее действовавшей программой4. Активную поддержку учителей получили:
- усиление мировоззренческого потенциала курса; более последовательное отражение в проекте диалектико-материалистического понимания социального развития, большая целостность в показе общественной системы, повышение внимания к противоречиям, как источнику развития общества, включая и социалистическое;
- создание благоприятных условий для раскрытия методологической роли философских знаний, для использования общесоциологических понятий в ходе трехкратного обращения к ним при изучении капиталистического и социалистического обществ;
- поворот курса к проблемам человека, его места в современном мире, усиленное внимание к раскрытию взаимоотношений «общество - личность»; акцент на личностный аспект обществоведения;
- усиление связи курса с жизнью, с задачами ускорения социально-экономического развития страны, практикой перестройки; отражение в программе актуальных проблем развития социализма, всего человечества; включение в нее вопросов, волнующих молодежь; обновление содержания курса на основе идей и выводов XXVII съезда партии;
- усиление направленности курса на выработку умений, необходимых для активной социально-политической деятельности, для последующего политического самообразования, включая ориентировку в текущей политической информации; линия на формирование умения применять полученные знания на практике;
- ориентация на перестройку организации учебного процесса, отказ от шаблонных, построенных на механическом заучивании методов преподавания; включение учащихся в активную познавательную деятельность, значительное повышение удельного веса самостоятельной работы, активных форм обучения (семинаров, собеседований, лабораторных и практических занятий) .
Одобряя проект программы, характеризуя его как заметный шаг вперед, участники обсуждения высказали многочисленные замечания и предложения, направленные на его совершенствование. Полученные материалы были систематизированы в лаборатории обучения обществоведению. В итоге получился перечень из 300 замечаний и предложений, вобравших в себя все конкретные суждения по доработке проекта1.
В результате анализа эти предложения были разбиты на три группы. В первую вошли предложения, реализация которых вела к улучшению программы, во вторую - замечания и предложения, которые тоже открывали возможность повышения воспитательного потенциала предмета, но не могли быть реализованы при отведенных учебным планом 85 час. на изучение курса. В третью были выделены предложения и замечания, которые представлялись необоснованными.
Доработка программы проводилась комиссией, в которую вошли работники Министерства просвещения СССР, Министерства высшего и среднего специального образования СССР, Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию, Академии педагогических наук СССР, занимающиеся вопросами преподавания общественных дисциплин, ученые-обществоведы из Академии общественных наук при ЦК КПСС, МГУ им. М.В. Ломоносова, МГПИ им. В.И. Ленина, другие научные работники, методисты, учителя общеобразовательных школ, преподаватели ПТУ и техникумов.
Комиссия в основном одобрив проект программы, рассмотрев замечания и предложения, рекомендовала реализовать те из них, которые были включены в первую группу. В соответствии с ее решением документ был доработан. При этом были учтены результаты проверки на практике новых компонентов содержания курса, которая три года проводилась в экспериментальных школах АПН СССР, а также опыт первого года работы по переходной программе, которая вобрала в себя немалую часть содержания нового курса .
Принятые изменения включали следующие положения:
- рассмотрение вопросов перестройки, развития социалистической гласности, демократии, о критике и самокритике, кадровой политики КПСС;
- введение новой темы «Духовная культура социалистического общества», что позволило в специально выделенных темах рассматривать сферы жизни общества: экономическую, социальную, политическую, духовную.
- включение «Заключительных уроков» в тематическое планирование;
- использование уточненных положений: «общественный прогресс», «роль личности в истории», «многообразие форм перехода к социализму», «многообразие мира социализма» и др.
Другие статьи:
Геометрическая прогрессия
Рассмотрим последовательность, членами которой являются степени числа 2 с натуральными показателями: 2; ; ; ; … . Каждый член этой последовательности, начиная со второго, получается умножением предыдущего члена на 2. Эта последовательность является примером геометрической прогрессии. Определение. Геометричес ...
Анализ литературы описывающей процесс математического исследования
Результаты научных исследований по математике излагаются в виде научных статей и обзоров. За века математической науки установилась стандартная форма статей. До утверждений и теорем обязательно нужно привести все необходимые определения и леммы с доказательствами. После формулировки теоремы строгое доказател ...