Традиции и новации советской системы обществоведения в эпоху перестройки

Педагогика как наука » Советское обществоведение в школе в период перестройки » Традиции и новации советской системы обществоведения в эпоху перестройки

Страница 4

Основой самостоятельной работы учащихся в соответствии с задачами курса обществоведения является изучение произведений классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства. Необходимо добиваться глубокого знания учащимися первоисточников, включенных в программу, понимания связей содержащихся в них идей с потребностями общественного развития, значения для революционного преобразования мира. Привлекаются и другие материалы, включенные в хрестоматию по обществоведению, отдельные издания партийных документов.

Важное условие усвоения курса - работа с учебником, которая может проводиться в различных сочетаниях с обращениями к другим источникам знаний, с широким использованием справочной литературы, в частности словаря-справочника по обществоведению и основам Советского государства и права. Она направляется преподавателем на глубокую подготовку главного в содержании курса, размышление над ведущими мировоззренческими идеями, привлечение к их разъяснению материала других учебных предметов, типичных фактов из окружающей жизни.

Необходимо усилить связь преподавания обществоведения жизнью, практикой, личным опытом молодых людей. Это важнейшее условие повышения активности и самостоятельности учащихся в процессе обучения, непреложный принцип работы преподавателя обществоведения. Целесообразно широкое привлечение материала, отражающего экономическую, социально-политическую, культурную жизнь родного края.

Неотъемлемым компонентом учебного процесса, должно быть решение познавательных задач и выполнение практических заданий, которые направлены на развитие у учащихся самостоятельности мышления, формирование необходимых умений, прежде всего умения применять полученные знания на практике. Основные области применения знаний: анализ и оценка социальных процессов и явлений в последующих разделах курса, поиск ответов на актуальные вопросы современности, мировоззренческие обобщения на занятиях по другим учебным дисциплинам, наблюдения окружающей социальной действительности в ходе обучения предметам гуманитарного цикла. Особое значение имеет осмысление и обобщение на основе опыта трудовой деятельности учащихся производственных отношений, отношений с природной средой, процессов трудового созидания, становления личности труженика в коллективе, в социалистическом обществе. В процессе такой работы учащиеся должны полнее осознавать методологическое значение обществоведческих знаний, позволяющих правильно ориентироваться в современном мире.

Широко привлекаются знаний курса в ходе общественно-политической работы среди сверстников, младших школьников, населения микрорайона учебного заведения.

Характер обществоведения как учебного предмета требует активного использования в обучении разных форм учебных занятий. Наряду с лекциями, в которых преподаватели дают глубокое, логически стройное объяснение главного в содержании урока или темы, проводятся уроки работы с источниками (лабораторные занятия), где организуется непосредственное изучение произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, партийных и государственных документов; семинары, где на базе ранее полученных знаний, предварительного изучения рекомендованных источников, собственного опыта учащиеся под руководством преподавателя обсуждаются важнейшие вопросы темы; практические занятия, в ходе которых на основе применения теоретических знаний организуется решение познавательных задач, а также рассматриваются результаты выполнения практических заданий, связанных с содержанием курса (анализ явлений социальной жизни родного края, учебного заведения, базового предприятия, семейно-бытовых отношений); итоговые собеседования, в процессе которых учащиеся отвечают на вопросы, позволяющие уточнить и обобщить приобретенные знания, выявить уровень усвоения ведущих идей и понятий темы. На семинарских, практических и других занятиях целесообразны дискуссии, диалог преподавателя с учащимися по актуальным вопросам современной жизни, стимулирующие интерес к об-ществоведческим знаниям.

Высокая познавательная и самостоятельная активность учащихся в учебном процессе должна сочетаться с многообразными формами работы за пределами учебных занятий, в числе которых ученические конференции, диспуты, встречи с партийными, советскими, комсомольскими работниками, специалистами предприятий и учреждений, ветеранами, передовиками труда.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другие статьи:

Дерево мероприятий
Дерево мероприятий для подцели «Разработка законодательства, государственных программ» Критерии, которые необходимо брать в учет при взвешивании альтернатив: -эффективность варианта; -сложность реализации варианта; -затраты времени на подготовку варианта; -денежные затраты на реализацию варианта. Расчет весо ...

Анализ результатов реализации программы формирующего эксперимента
Цель: проверка эффективности проведенных мероприятий на формирующем этапе эксперимента. На данном этапе были проведены повторные социзмерения по методикам констатирующего эксперимента. Нами были отмечены положительные результаты. Уровень благополучия семей почти не изменился, только в двух семьях стали меньш ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru