Традиции и новации советской системы обществоведения в эпоху перестройки

Педагогика как наука » Советское обществоведение в школе в период перестройки » Традиции и новации советской системы обществоведения в эпоху перестройки

Страница 3

- наряду с положением о борьбе с пьянством и алкоголизмом введены позиции о борьбе с наркоманией;

- значительное расширение перечня «Требования к умениям», рекомендующие ученику различными способами проявить имеющиеся знания1;

- закреплено мнение о целесообразности сохранения традиционного списка обязательных первоисточников, т.к. считалось, что курс обществоведения может выполнять свои функции лишь при систематическом обращении учащихся к документам КПСС .

Вместе с тем, многие замечания и предложения, реализация которых могла бы усилить образовательно-воспитательный потенциал обществоведе-ния, при существующем учебном плане одиннадцатилетней школы оказались неосуществимы. К ним относим:

- несмотря на положение школьной реформы4 об увеличении времени на изучение обществоведения, реализована в учебном плане в ограниченном масштабе - 85 час, что не позволяет в полной мере решать новые задачи по расширению философского раздела курса до 40 час;

- не затронуты пожелания о выделении 20 час. на изучение проблем этики, атеизма, эстетики.

- введение тематики по общественному сознанию (политическом и правовом), вопросов морали, возрастающей роли науки, положение о научной картине мира, раскрытие понятий «гуманизм», «совесть», «долг», «человеческое достоинство»1 и др.

Новая, исправленная редакция программы по обществоведению, согласно решению коллегии Министерства просвещения СССР была опубликована в журнале «Преподавание истории в школе» в 1988 г.3

В объяснительной записке к программе подчеркивалось4, что курс обществоведение является важным средством коммунистического воспитания в средних учебных заведениях, предметом изучения которого являются актуальные вопросы марксистко-ленинской теории и политики КПСС. Курс обществоведения призван раскрыть программные цели КПСС и пути их достижения, помочь учащимся осознать свое место в борьбе за претворение в жизнь задач, поставленных партией.

Овладение марксистко-ленинским учением, повышение политической культуры5 по замыслам авторов, должна была достигаться многократным обращением учащихся к тексту каждого обязательного из перечня первоисточника6 на протяжении всего курса.

При этом, главной учебно-воспитательной задачей курса являлось формирование основ коммунистического мировоззрения, что обеспечивалось изучением в нем актуальных вопросов полученных ранее знаний о природе, обществе, человеке1. Курс обществоведения позволял, таким образом, наиболее органично связать реализацию задач образования, воспитания и развития учащихся, формируя социальные умения, научные знания об обществе (особенно социалистическом), а также умения применять эти знания на практике2.

Примерная сетка часов по курсу обществоведения для общеобразовательной школы (Приложение № 1) определяла место курса в учебном плане.

В Новой программе вариант объединенного изучения истории и обществоведения нашел отражение в примерном планировании этих дисциплин (Приложение № 2) в выпускном классе4, при этом для оптимальной координации учебного материала курсов истории и обществоведения предлагалось изменить последовательность некоторых уроков по истории по сравнению с предыдущей программой курса5.

Типовые вопросы для экзамена по обществоведению6 (Приложение № 3) завершали содержательное структурирование программы и несли явно ангажированный характер.

В духе перестроечных веяний, инициатив и рекомендаций учительского состава, в Программе впервые освещались основные направления совершенствования организации учебного процесса по обществоведению . В ней подчеркивалось, что формирование коммунистических убеждений требует пере хода от методик, типичной чертой которой является объяснительно-иллюстративный характер изложения в сочетании с последующей проверкой результатов, главным образом запоминания учеником очередной темы, к методике, суть которой заключается прежде всего в организации активной самостоятельной работы учащихся, в процессе которой они учатся глубоко продумывать выводы марксизма-ленинизма, соотносить их с данными естественных и гуманитарных наук, осмысливать на их основе свой жизненный опыт, разбираться в фактах реальной действительности, перерабатывая ранее полученные при изучении всех учебных предметов и вновь изучаемые научные положения в собственные взгляды на окружающий мир, на свое место в обществе1.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другие статьи:

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru